Сегодня в Москве девять железнодорожных вокзалов, однако, до 1896 года их было десять – действовал Нижегородский вокзал.
Почти все вокзалы Москвы связаны между собой Кольцевой веткой метрополитена (исключение – Рижский и Савеловский вокзалы). Здания всех вокзалов Москвы – уникальные архитектурные памятники19-го века.
Белорусский вокзал (адрес: пл. Тверской заставы, 7) действует с 1870 года, много раз менял свое название. Это был 6-й по счету вокзал в Москву. Первое здание вокзала было довольно простым, утилитарным, красного кирпича в два этажа. Только в начале 20-го века было построено современное здание вокзала – в стиле неоклассицизма с элементами ампира и неоготики, увеличено количество путей до 4-х. Сегодня с Белорусского вокзала отходят поезда за границу (Литва, Беларусь, Польша, Германия, Франция), пригородные электрички западного направления и экспресс в аэропорт Шереметьево.
Здание Казанского вокзала входит в ансамбль площади Трех вокзалов. Первое название вокзала было Рязанский вокзал и первоначально здание его было деревянным, построенным в 1862 году. Только к 1911 году был выбран проект постоянного здания вокзала. Проект принадлежал архитектору А.В.Щусеву. Закончилось строительство нового здания уже после революции.
Ленинградский вокзал – самый старый из вокзалов Москвы. Он был построен в 1855 году и носил название Николаевского вокзала, только в 1937 году получил свое нынешнее название. Здание ленинградского вокзала сразу проектировалось и строилось из камня по проектам архитекторов Тона и Желязевича. Первая реконструкция здания состоялась только в 1934 году. А самая масштабная реконструкция здания пришлась на 1977 год: вокзал расширили, дополнили новыми зданиями, изменили планировку помещений внутри.
Ярославский вокзал был построен в 1870 году и носил название Троицкого вокзала. Однако до постоянного здания на месте вокзала находился небольшой полустанок, построенный в 1862 году. Ярославский вокзал был одним из первых вокзалов столицы, откуда стали ходить электропоезда.
Первое постоянное здание Ярославского вокзала не отличалось изысками, было крайне функциональным. Но уже в 1895 году известному архитектору Кекушеву был сделан заказ на перестройку перронов вокзала, а в 1902-1904 годы Ф.Шехтель разработал проект нового фасада, имитирующего сказочные черты русского стиля. Над центральным входом в вокзал архитектор предложил разместить гербы трех основных городов, которые связывала эта линия железной дороги – Москвы, Ярославля и Архангельска.
Павелецкий вокзал открылся для пассажиров в 1900 году, проект здания принадлежал А. Красовскому. Вокзал строился с повышенными требованиями к прочности и функциональности, но при этом его внешний вид прекрасно вписался в облик Москвы конца 19-го века. Первая реконструкция вокзала потребовалась только через 80 лет, что говорит о высокой степени продуманности каждого их помещений вокзала.
Рижский вокзал открылся в 1901 году, автором проекта стал петербургский архитектор Бржозовский. Свое нынешнее название вокзал получил только в 1963 году, изначально он назывался Москва Балтийская. Вокзал никогда е отличался катастрофической загрузкой, потому в 2000-м году встал вопрос о закрытии вокзала, однако, планы по расформированию вокзала не реализовались.
Савеловский вокзал строили довольно долго: строительство закончили лишь в 1902 году, а свое нынешнее название вокзал получил лишь в 1912 году, до этого называясь Бутырским. Здание было построено в классическом стиле, одноэтажным. В 1981 году было открыто сквозное движение через Савеловский вокзал до Белорусского вокзала Москвы. В 1987 году было принято решение о реконструкции вокзала, здание которого уже к тому времени изрядно обветшало и перроны не справлялись с выросшим в разы пассажиропотоком. В итоге реконструкции был надстроен второй этаж вокзала, но при этом сохранил все архитектурные особенности.
Киевский вокзал был построен к 1899 году, но долгое время был простой функциональной постройкой. Свой нынешний вид вокзал приобрел только в 1918 году. Проект был предложен И. Рербергом, в росписи залов нового вокзала участвовали Ф. Рерберг и И. Нивинский. В основу всего решения вокзала была принята концепция победы над армией Наполеона в 1812 году, неоклассицизм в стиле, элементы ампира должны были возвращать зрителя к началу 19-го века. Киевский вокзал стал первым вокзалом в Москве с дебаркадером – остекленным арочным перекрытием над платформами.
Курский вокзал стал наследником Нижегородского вокзала Москвы. Сам Нижегородский вокзал изначально располагался несколько южнее (территория Нижегородской улицы). Только в 1894 году государство выкупило у частных лиц территории, необходимые для прокладки железнодорожных путей глубже в город, таким образом, предоставив место под строительство Курского вокзала Москвы. Здание вокзала по проекту Орлова было завершено к 1896 году.