Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском – один из древнейших храмов не только в городе, но и во всей Северо-Западной руси. Собор был заложен в 1152 году князем Юрием Долгоруким, примерно в то же время, когда закладывались соборы во Владимире и Юрьеве-Польском. Причем именно Спасо-Преображенский собой сохранил наиболее близкий к первоначальному вид, что легко понять по его скромной и строгой архитектуре.
Небольшие размеры храма объясняются и еще одним обстоятельством: фактически, Спасо-Преображенский собор в Переславле не собор в нашем понимании – нечто «большое и всенародное». Строился он скорей как домовая церковь княжеского дома, для небольшого числа молящихся приближенных – воинов и знати и примыкал к деревянным княжеским палатам, которые всех бурь российской истории, конечно, не перенесли. Этим и объясняется его отдаленное положение – не в центре площади, ближе к валам. Сохранившиеся валы – ровесники собора, разве что стали со временем намного ниже.
Однако относительно «исторического вклада» этот маленький собор далеко не мелок. Именно в его стенах были крещены князь Ярослав, отец Александра Невского, и Юрий, сын Дмитрия Донского. Здесь бывали оба знаменитых «царя Ивана» - Иван Третий и Иван Четвертый, Грозный. В XIII-XIV веках здесь также была и княжеская усыпальница, предоставившая советским археологам немало интересных находок.
Храм не раз переживал тяжелые времена, как и город. Впервые Спасо-Преображенский собор в Переславле разграбили уже в XIII веке во времена татаро-монгольского нашествия, потом Переславлю «не везло» с двух сторон – то от Орды, то от Литвы… Да и междоусобные распри добавляли свою долю.
Правда храмовая икона Спасо-Преображенского собора уцелела. Написанная знаменитым Феофаном Греком (возможно, с учениками) к обновлению и новому освящению собора в начале XV века, она долго сохранялась в нем. Только в советские времена она «перекочевала» в Третьяковскую галерею. Впрочем, многие исторические реликвии, содержавшиеся в стенах собора, постигла более печальная участь – так и неизвестно, куда они исчезли во времена 20-х годов. Только небольшую часть самых ценных вещей, таких, как потир (чаша) Юрия Долгорукого или Евангелие дьякона Зиновия, вывезли в Москву. Еще часть передали Переславскому краеведческому музею.
В настоящее время здание Спасо-Преображенского собора также принадлежит музею. Но иногда в нем проводятся службы.