Всеобщая арабская революция меняет глобальный рынок туризма и авиаперевозок

Всеволод Кораблев, Лилия Вигдорчик, /ТУРПРОМ/ По материалам зарубежной прессы
Всеобщая арабская революция меняет глобальный рынок туризма и авиаперевозок
Всеобщая арабская революция меняет глобальный рынок туризма и авиаперевозок

Подпишитесь на туристические новости:

В связи с всеарабской революцией европейские эксперты сходятся во мнении: рынок воздушных перевозок и туризма стоит на пороге тяжелых экономических потрясений, которые могут привести к значительному уменьшению их доли в мировой экономике.

Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что отдельные авиакомпании уже вводят у себя антикризисное управление, а правления проводят бесконечные заседания, на которых пересматривается нынешний размер капитализации, проводится ревизия ранее утвержденных проектов и, что не менее важно, уже заявленной в план аренды воздушного транспорта. С одними бортами придется подождать до лучших времен, от других, если ситуация будет развиваться по худшему сценарию, вообще придется отказаться. А между тем вся эта куча мала наспех «подмахнутых» заявок своим ходом направляется посредникам, которые займутся оформлением аренды как самих лайнеров, так и, в ряде случаев, экипажей, расквартированных в этой неспокойной части земного шара.

Маршрутизаторам предстоит также пораскинуть мозгами на тему оптимального, с точки зрения рентабельности, числа направлений, которые останутся на рынке. То же самое с рейсами. На повестку дня вышел даже вопрос о переходе на «малую» авиацию, по крайней мере, до тех пор,  пока не будет ясно, удалось ли уцелеть в бушующем урагане. Впрочем, столь яростный и внезапный всплеск освоения мощностей, как и их моментальный выброс на рынок на пике предстоящего летнего сезона в Европе будет,  не в меньшей степени, диктоваться состоянием нефтянки. Иными словами, что резкие и продолжительные ценовые скачки на авиационное топливо «задавят» спрос на авиатранспорт и одновременно будут заметно сдерживать пыл потенциальных отпускников, представляющих ключевые европейские рынки, которые и сами-то еще «очухиваются» от последствий кризиса мировой экономики и банковской системы.

Все внимание сегодня приковано к обязательствам, взятым на себя египетскими авиакомпаниями, но не меньше вопросов того же свойства сегодня постепенно возникает и в отношении авиаперевозчиков, базирующихся в других «зонах турбулентности». В частности, серьезные проблемы с продажей рейсов уже ощущают все ливийские авиакомпании. Масла в огонь, естественно, добавил недавний инцидент с рейсом из Африки, явно не способствовавший росту доверия со стороны клиентов. Напомним, что это был ливийский борт с пассажирами, большинство из которых составляли иностранцы, которые направлялись через Триполи домой. Несколько недель назад в Каире мы уже проходили этот сценарий, который теперь наблюдаем в ливийской столице: неистовствующая толпа иностранцев разбила лагерь вокруг  погрузившегося в хаос международного аэропорта. Большинство ждут, когда заботливые отечества вышлют за ними чартеры, чтобы без риска для жизни переправиться на родину. И практически не осталось тех, кто сегодня рискнет лететь в саму Ливию.

Перевалочный пункт, в котором, в силу своих технических характеристик (при полной загрузке большинство чартерных бортов, которые сегодня находятся в эксплуатации, садятся на дозаправку), делают остановку «грузовики», направляющиеся из Африки в Европу, сегодня аэропорт Бенгази практически выведен из эксплуатации. В Тобруке (еще один ливийский аэропорт), который, вроде бы, уже не подчиняется режиму Каддафи, ситуация, если и лучше, то только потому, что вообще непонятно, что там происходит. Как бы то ни было, но, пока нынешний режим в Триполи контролирует воздушные перевозки, невозможно говорить на тему того, получит ли хоть один борт получить официальное разрешение властей на посадку в Тобруке, чтобы забрать иностранцев из этой части страны.  Отсутствие такового разрешения может расцениваться как незаконное проникновение в ее воздушное пространство теми частями ВВС, которые по-прежнему сохраняют верность Каддафи. Стоит им поднять в воздух свои самолеты, и никто не сможет поручиться за то, что они не взорвут пассажирский лайнер, если кто забыл печально известный Локерби, когда взрыв прогремел на борту «Панамерикан» и  «UTA». Лайнер, взорванный ливийцами, так и не долетел до Франции.

Так вот, если говорить о Ливии, то здесь потенциал полномасштабной гражданской войны приблизился к критической массе, имея в виду, что вышедший сегодня из подчинения официального Триполи восток сегодня рвется в бой с западом страны, где геноцид населения служит Каддафи инструментом удержания власти. Гибнут вышедшие на улицы демонстранты, идет охота на «подозрительных лиц», которых тут же отправляют за решетку, где их ждут, «в лучшем случае», пытки. Движимый чудовищной жестокостью, политический безумец, а теперь еще и виновник геноцида (презумпция невиновности не позволяет это утверждать до решения суда), Каддафи, руками своих наймитов, совершает преступления против человечества. В современном мире не существует более пугающего определения для политика, который, безумствуя на крови собственного народа, рано или поздно заканчивает на скамье Гаагского трибунала, если только ему удается избежать «суда скорого и справедливого» от не смирившихся подданных.

Борьбой за выживание в условиях пустых рейсов занята и гражданская авиация Туниса. Проблемы не новы: уже знакомый  «египетский» синдром. Да и причина все та же: туристы не решаются ехать на средиземноморские курорты Туниса, ссылаясь на рекомендации и туроператоров, и правителей своих стран. Похожие новости все чаще приходят из Иордании – страны, которая, как и все названные выше, «завязана» на доходы туристической отрасли. В последние дни здесь говорят о сокращении объема въездного турпотока, который уже начинает угрожать когда-то процветавшему рынку туристических услуг. Из Йемена национальный перевозчик этой страны сообщает о том, что с нарастающим беспокойством оценивает политическую ситуацию у себя на родине, отмечая ставшие уже повседневным делом демонстрации, которые, по мнению авиакомпании, не способствуют росту числа пассажиров на борту, которые, конечно, доберутся до пункта назначения, но предпочтут других перевозчиков. Это не говоря об угрозах терактов, которые уже вовсю озвучивают подразделения Аль-Кайеды и «сочувствующие», которые действуют на территории государства, причем в ряде регионов ведут себя абсолютно по собственному сценарию.

Сегодня руководство курортов на египетском побережье Красного моря (да и тунисских курортов) ломает голову над тем, как добраться на предстоящий форум ITB, считающийся главным торгово-выставочным событием мировой туриндустрии. Да и что они смогут сказать клиентам туристам – вот еще одна проблема, заставляющая их отчаянно искать, если не выход, то хотя бы способ выживания до лучших времен. На протяжении последних нескольких лет Ливия пестовала свой туризм, создавая то, что и сегодня считается находящимся в зародыше. И вот теперь, подобно опустевшим египетским курортам на Красном море и застывшим на рейде круизным пароходам на Ниле, ливийский туристический рынок столкнулся с экономическим крахом в отсутствие иностранных клиентов, которые не сунутся сюда, пока политическая обстановка не придет в чувство, а состояние рынка не будет вызывать сомнений в надежности.

Иная, хотя и в самой незначительной степени, картина наблюдается, правда, по ряду отелей в городах, страдающих от политических беспорядков. Речь идет об отелях, которые в принципе не страдают от дефицита иностранцев, которые прочно обосновались там (имея в виду, прежде всего, Ливию). Частный сектор сегодня оказался под мощным прицелом мародеров, и так оно и будет, если беспорядки ввергнут общество в окончательный и бесповоротный хаос. Кроме того, в случае массовой эвакуации населения, которая, если так встанет вопрос, продолжится, городские отели также оказываются в зоне ближайшего доступа. Но и они опустеют с завершением массового исхода. Если один-другой иностранный коммивояжер и отыщется, то на новый поток иностранцев рассчитывать не приходится. Разве что авантюристы пожалуют сюда в расчете «срубить деньжат по-легкому».

Сегодня под прицелом мировых авиаперевозчиков и туроператоров -  Северная Африка, куда входит и Марокко, - регион, до сего дня не знакомый с теми потрясениями, которые обрушились на соседей. Авиация и туризм не единственные участники глобального рынка, которые пытаются «вычислить» для себя безопасные направления. Как бы то ни было, но всякая неопределенность, и нынешняя, в том числе, отразится на экономических показателях в обоих сегментах, проявившись нерешительностью и даже отказом от сделок со стороны потенциальных инвесторов.

Пока что ни одно государство не занялось открытой пропагандой, агитируя потенциальных туристов выбрать в качестве альтернативы их «тихие» берега. Что ж,  это исключительно вопрос времени, и такие призывы не заставят себя долго ждать. Не исключено, что этому поспособствуют ведущие европейские туроператоры, которые уже «митингуют» у себя в конторах, пытаясь решить, куда направить основные транспортные потоки с туристами, намеревающимися этим летом посетить курорты Средиземноморья и так, чтобы подальше от политических штормов. Речь, видимо, идет об испанском побережье, которому, похоже, свезет заработать на туристах, отвернувшихся от Египта, Туниса. Нам же, видимо, останется только наблюдать за тем, как подобная печальная участь в ближайшие недели и месяцы постепенно постигнет еще целый ряд туристических направлений.

Это точно интересно:
Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!