Движение сопротивления: нишевые туроператоры объединяются перед угрозой «Турпомощи»

Петр Борисов, Екатерина Александрова
06 Фев 13 15742 59
Движение сопротивления: нишевые туроператоры объединяются перед угрозой «Турпомощи»
Движение сопротивления: нишевые туроператоры объединяются перед угрозой «Турпомощи»

Подпишитесь на туристические новости:

Принудительное вступление в объединение «Турпомощь», до которого, согласно последнему закону о туризме, осталось всего 3 месяца, подтолкнуло средних и небольших нишевых туроператоров к активным действиям: они готовы объединиться и действовать коллективно, чтобы противостоять обязательным платежам в фонд «Турпомощи», которые составляют как минимум по 100 тыс. рублей ежегодно.

Для этого инициаторы «сопротивления» составили открытые письма в адрес различных госструктур с требованием приостановления работы «Турпомощи» на время дополнительного обсуждения формата этой организации. А для этого предлагается созвать общероссийскую конференцию туроператоров, на которую пригласить не только крупных операторов, но и абсолютно все операторские компании, значащиеся в реестре. По данным инициативной группы, под петициями с этими требованиями уже подписалось около 1’200 туроператоров, прежде всего из регионов.

«Мы требуем приостановки принудительного вступления в ассоциацию «Турпомощь» на время обсуждения формата этой организации. С членством в ней фактически получается, как в пословице – «Без меня меня женили». Тем более что наши туристы и туристы большинства других нишевых операторов прекрасно защищены фингарантиями – например, у нас с 2007 года не было ни одного страхового случая, хотя мы заплатили страховщикам за это время более $30’000. И нам их не возвращают, если у нас всё в порядке. Аналогично будет поступать и «Турпомощь», но оперируя существенно большими суммами – фактически за наш счёт в ней с годами будут аккумулироваться громадные средства. Иначе как дополнительным налогом на малый бизнес в пользу крупного это назвать нельзя. Так пусть в Турпомощь и вступают только крупные туроператоры, которые рискуют чартерами, которые играют в демпинг, которые сидят на банковских кредитах. Их риски малый бизнес покрывать не должен», - уверена Наргиз Сафарова, гендиректор туроператорской компании «ING Asia Travel», один из членов инициативной группы борцов с фондом «Турпомощи».

Фактически неформальным лидером «сопротивления» стала Людмила Нечипорук, руководитель туркомпании «Эльдорадо Тур». «Письмо в ФАС мы уже отправили, письмо в Минкульт отправляем сегодня. Остальные – в ближайшее время. Но для нас очень важно, чтобы к этому процессу присоединилось как можно больше регионов. Я очень надеюсь, что у нас есть шанс на этом этапе заставить власть услышать наши голоса и приостановить эти поправки. Нельзя губить отрасль», - заявила корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Людмила Нечипорук.

Итак, ниже приводим одно из открытых писем, адресованное народным избранникам - в профильный комитет Госдумы.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ТУРОПЕРАТОРОВ В ГОСДУМУ

Мы, представители малого и среднего туристского бизнеса, очень просим Вас не оставить без внимания наше письмо. Суть обращения заключается в следующем: с 1 ноября 2012 г. вступили в силу отдельные положения Федерального Закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.05.2012 № 47-ФЗ).

По «отдельным положениям», а именно ст. 11. 1- 11.5, указанного закона принято законодательное решение об образовании Объединения туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь». Объединение основано на обязательном членстве юридических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма, подтверждением которой является предоставление  в Ростуризм документа об оплате взноса в компенсационный фонд упомянутого Объединения. Ассоциация «Турпомощь» образована 05 октября 2012 , основной ее целью является оказание экстренной помощи туристам при неисполнении и ненадлежащем исполнении обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Решение о создании подобной ассоциации появилось у властных структур после ряда банкротств  крупных туроператоров, в том числе скандала, связанного с деятельность  компании «Ланта-тур». На первый взгляд – гуманно. Туристам, вдруг оказавшимся в ситуации «невъездных «в Россию, обязуется помочь «Турпомощь». Однако за внешне благородной миссией необходимо видеть реальность и предвидеть необратимые последствия, к которым приведет исполнение «дополнительных положений в ФЗ «Об основах туристской деятельности».

Мы, нижеподписавшиеся, категорически не согласны с введенными законодательно положениями, выдвигая следующие аргументы:

1. В соответствии с законодательством туроператоры уже имеют финансовую гарантию, назначение которой – страхование рисков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением услуг, связанных с организацией поездки. Понадобилось несколько лет, чтобы механизм финансовых гарантий был запущен в действие и стал инструментом для возмещения убытков туристам в случаях возникновения прецедента. Конечно, не все проходит идеально, судебная практика складывается медленно, есть противоречия, и весьма существенные, названного выше закона с ФЗ "О защите прав потребителей". Однако вместо доработки "базиса" туристскому сообществу спускают сверху нововведения, которые совершенно очевидно дублируют существующую систему финансового обеспечения. Возникает законный вопрос: а зачем тогда финансовые гарантии? Как разделить функции ассоциации «Турпомощь» и страховых компаний, которые должны покрывать риски обанкротившихся туроператоров?

2. То есть, туроператорам навязали своего рода МЧС, с некоторой, впрочем, разницей. Реальная МЧС вылетает на место природных, техногенных катастроф, в зону военных действий, а "Турпомощь" должна спасать туристов, оказавшихся заложниками туроператоров. Тех из них, чья деятельность вызвала "экономические трудности". При этом покрывать издержки банкротов, оплачивать «кассовые разрывы» предлагается коллегам.

Введение указанных поправок было бы логичным, если бы объединялись равноценные организации: по обороту, рискам, направлениям, финансовой устойчивости и прочим параметрам. Однако единая структура предполагает объединение и крупных «игроков»,  и небольших  компаний, деятельность которых сопряжена с минимальным риском: нет чартерных цепочек, большого потока туристов, обязательств перед отельерами на блоки мест и, что немаловажно,   финансовых обязательств перед кредиторами.   С одной стороны -  все туроператоры, становясь членами ассоциации «Турпомощь» законодательно (!) получают, своего рода,  индульгенцию на невыполнение услуг по договору с туристом.  С другой – заранее вычислить  потенциального банкрота не представляется возможным  хотя бы по тому, что проведение необходимой аудиторской проверки перед вступлением в ассоциацию  не предусмотрено.

Следовательно, факторы риска не только не уменьшатся, но и возрастут, так как коллективная ответственность, в данном случае, притупляет ответственность персональную: ведь  в случае чего, убытки будут покрыты не из личного сейфа, а из общего!

3. В этом смысле создание ассоциации «Турпомощь» дискредитирует саму идею. Вместо того, чтобы глобально задуматься над тем, как защищать туристов от недобросовестных поставщиков, заранее придумывают планы по спасению. Несмотря на явную нелогичность новообразования, мы, тем не менее, полагаем, что объединения субъектов рынка, разумеется, возможны, но подобные структуры должны создаваться на равноценной основе и по добровольному принципу.  Более того, объединения не должны носить картельный характер, имея в качестве поддержки закон, который не просто принуждает туроператоров объединиться, но еще и диктует условие объединения, заведомо ставя в неравные финансовые условия участников объединения.  Законодательно определена сумма ежегодного взноса: 0,1% от оборота, но не менее 100 000 т. рублей от каждой компании.

На сегодняшний день туристский  рынок состоит из трех сегментов: крупные "игроки", имеющие финансовую гарантию на 60 - 100 млн и более рублей ( 69 компаний) и 2153 туроператора, работающие в выездном туризме с финансовым обеспечением на 30 млн рублей. Это тот самый малый и средний бизнес, о котором так любят "заботиться" на всех уровнях. Как правило, компании с опытом работы от 10 и более лет, имеющие устойчивую репутацию, постоянных клиентов, свои собственные наработки не массового характера, а рассчитанные, прежде всего на индивидуальных туристов. Словом, ведут деятельность, сопряженную с минимальным риском. Обороты в таких компаниях гораздо более скромные, поэтому ежегодные выплаты в сто тысяч  рублей в некий фонд на покрытие убытков недобросовестных туроператоров, а также  обязательное выделение дополнительных средств на содержание аппарата «Турпомощи» кажутся нам более чем обременительными и несправедливыми. Уже в самой формулировке кроется противоречие, так как обороты небольших туроператорских компаний очень часто невысоки и, соответственно, взнос, равный  0,1% от оборота ниже, чем 100 000 руб. Напомним, что мы также ежегодно оплачиваем страховым учреждениям сумму  обеспечения финансовой гарантии на покрытие возможных рисков, связанных с нашей деятельностью.

Неоплата взноса в стабилизационный фонд "Турпомощь" автоматически лишает нас права вести туроператорскую деятельность (несмотря, повторим, на наличие финансовой гарантии) и выводит из состава Реестра Туроператоров. Мы становимся аутсайдерами в туризме, которому посвятили много лет, без которого не мыслим дальнейшей деятельности, а наши туристы, по сути, лишаются нашей - а не чьей-то либо - финансовой гарантии на оказание услуг по договору туроператора.

К сожалению, переход на исключительно агентскую деятельность (третий сегмент рынка), а именно:  продажа  турпродуктов  крупных туроператоров приведет к тому, что  мы лишим наших туристов индивидуального  сервиса, наработанных годами программ.  К тому же крупный  туроператорский бизнес просто захлебнется от невозможности выполнения всех заказов туристов, в том числе  сложных, малоприбыльных, за которые берутся небольшие туроператорские компании.

4. Фактически законодательно введен еще один крупный налог на коммерческую деятельность,  но только пойдет он не на нужды общества, не на поддержку тех сфер экономики, которые в этом нуждаются,  а на страхование рисков крупного бизнеса. Это своего рода "откат" за право называться туроператором. Более того расплывчаты и функции самой Ассоциации "Турпомощь". Согласно уставу данной организации, она является некоммерческой, однако имеет право открывать счета, в том числе за рубежом, распоряжаться свободными средствами с целью их инвестирования.  На сегодняшний день штат ассоциации практически не укомплектован, в этой связи выполнение ею главной задачи:  незамедлительное оказание экстренной помощи туристам в случае невозможности исполнения туроператором обязательств по договору с туристом  нам кажется проблематичным.

Мы уверены, что введенные в 2012 г дополнения к ФЗ "Об основах туристской деятельности" ст. 11.1- 11.5 приведут к переделу рынка, вытеснив малый и средний туроператорский бизнес.  Введение указанных  поправок  ФЗ «Об основах туристской деятельности», на которые так болезненно реагирует туристское сообщество, не сопровождалось массовым обсуждением. Мнения участников рынка  практически не были учтены, до сего времени туроператоров не пригласили на общее собрание, съезд, чтобы объяснить принципы работы ассоциации «Турпомощь».

Мы убедительно просим Вас, Игорь Николаевич и Николай Васильевич,  способствовать тому, чтобы указанные выше поправки ст. 11.1 – 11. 5 к ФЗ «Об Основах туристской деятельности» в их  нынешней трактовке были приостановлены в силу изложенных выше причин и доработаны с учетом детального, глубокого изучения ситуации в выездном туризме при обязательном привлечении специалистов-практиков отрасли. 

  Добавим, что нами не движут интересы лишь одного сегмента туристского рынка, но отрасли в целом. Следует признать, что за последние годы туризм находится в перманентном состоянии ожидания новых и новых изменений, которые не способствуют главному: развитию, движению вперед.  Доверие к выездному туризму сильно подорвано банкротствами, откровенным мошенничеством некоторых туристских компаний, что заставляет власть разрабатывать очередные средства по ликвидации последствий. Это понятно, но изменения законодательства должны работать во благо всего общества, защищая права  потребителей и, одновременно, сохраняя, не разрушая то лучшее, что было создано участниками туристической отрасли.

P.S. В связи с большой общественной значимостью недавно введенных поправок в туристическое законодательство, на основе которых была создана «Турпомощь», редакция инфогруппы ТУРПРОМ предлагает туристической общественности экспресс-опрос необходимости такой организации. Опрос доступен по адресу https://www.tourprom.ru/polls/64/, при голосовании можно оставить свой комментарий или обоснование своей позиции.

Это точно интересно:
Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!