Итоги 2013 года: потребительская активность ушла в минус

30 Дек 13 5536 3
Итоги 2013 года: потребительская активность ушла в минус
Итоги 2013 года: потребительская активность ушла в минус

Подпишитесь на туристические новости:

Потребительская активность в уходящем году не оправдала ожидания: на стагнацию или снижение спроса жалуются рестораторы, пивоваренные компании, продавцы одежды, а также турагентства и туроператоры.

Как выяснил «Коммерсант», негативная тенденция уже затронула не только товары повседневного спроса, но и рынки недвижимости и автомобилей, а также туристический, где среди традиционно популярных новогодних туров россияне теперь предпочитают дешевые на массовых направлениях.

В начале декабря Минэкономики предупредило об очередном негативном пересмотре прогнозов роста российской экономики. В частности, ожидаемый рост ВВП по итогам 2013 года снизился с 1.8% до 1.4%. Одной из причин названо и снижение потребительского спроса в стране.

Об ухудшении ситуации на потребительских рынках говорят и отраслевые исследования. Исследовательский холдинг «Ромир» называет ситуацию беспрецедентной: впервые за все время наблюдений, то есть с начала 2008 года, потребительская активность в России снижается сразу два осенних месяца подряд. До сих пор устойчивое падение спроса встречалось только в летние месяцы или в самом начале года, после традиционного декабрьского пика. В минувшем же ноябре покупательская активность снизилась на 1% по сравнению с октябрем и на 3% по сравнению с сентябрем этого же года.

По оценке «Ромира», речь идет о новом среднесрочном тренде: снижении расходов россиян на продукты питания и росте - на непродовольственные товары. Так, на протяжении всего 2013 года, начиная с конца зимы, падал спрос на бытовую технику и электронику. Виновата общая макроэкономическая ситуация: рост доходов населения замедлился, из-за чего потребители реже покупают БТЭ, хотя предложение увеличивается, а конкуренция растет.

Как отмечает издание Newsru.com, снижаются продажи большинства видов алкоголя. Положительную динамику, по данным Росстата за десять месяцев, показали только коньяки и коньячные напитки (бренди, кальвадосы), чьи продажи выросли на 0.8%, до 9.8 млн дал. А вот водка и ликероводочные изделия продавались хуже всего: падение достигло 6.6%, до 113.5 млн дал. Еще хуже дела у пивоваров. Heineken в отчетности за третий квартал среди факторов, приведших к двузначному снижению российских продаж, отмечает именно снижение потребительских расходов, а Carlsberg одновременно сетует на замедление макроэкономического роста в России.

Ощутили снижение спроса и в ресторанах, прежде всего сетевых. Выручка «Росинтера», развивающего сети «IL Патио», «Планета Суши», «TGI Fridays» и «Costa Coffee», за девять месяцев упала на 2.6%, до 7.3 млрд рублей. Падение в третьем квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оказалось еще глубже - на 8.6%, до 2.3 млрд .

Сработали в минус и туроператоры - на основных пляжных европейских направлениях - греческом, кипрском, болгарском, хорватском и в меньшей степени испанском. Статистика выезда россиян за рубеж фиксировала продолжающийся рост турпотока в эти страны, но лишь благодаря тому, что туроператоры искусственно стимулировали спрос, продавая туры на уровне себестоимости или даже ниже.

В консалтинговой компании Esper Group основной причиной падения покупательской активности называют сокращение потребительского дохода. Пик потребительских кредитов 2012 года создает теперь бремя для потребителей. Они не только меньше зарабатывают в реальном выражении с учетом роста цен на товары и услуги, ЖКХ и т. п., но и должны оплачивать кредиты.

Это точно интересно:
Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!