Министерство промышленности и торговли хочет расширить госпрограмму субсидирования авиализинга на так называемый операционный лизинг, когда право собственности на самолет не переходит к авиакомпании — иначе говоря, на простую аренду, сообщают Известия.
Сейчас программа распространяется на финансовый лизинг, то есть долгосрочные контракты, по истечении которых право собственности переходит к перевозчику. «Эта программа (субсидирование затрат на лизинг) за 5 лет уже показала свою эффективность и является одной из главных в комплексе мер по господдержке отрасли», — сказал «Известиям» Андрей Богинский, директор департамента авиационной промышленности. — Де-факто эта мера стимулирует продажи самолетов российского производства, позволяет им быть в лизинге по конкурентным на мировом уровне ставкам, притом оставаться зарегистрированными в нашей стране. Чтобы сделать эту меру эффективнее, мы сейчас обсуждаем ее распространение и на сделки операционного лизинга.
По подсчетам Минпромторга, мера позволяет лизинговым компаниям, а следовательно, и авиакомпаниям, экономить порядка 20% от месячного лизингового платежа. В департаменте авиапромышленности министерства пояснили, что сейчас при цене самолета, скажем, в $30 млн размер платежа при финансовом лизинге без аванса и господдержки или платеж при операционном лизинге без господдержки может составлять $425 тыс. в месяц. Постановление № 1073 позволяет снизить платеж по финансовому лизингу на $80–90 тыc. в месяц: по операционному лизингу, соответственно, льготы только планируются. Источник в департаменте добавил, что идет активная фаза обсуждения плана Минпромторга с лизинговыми компаниями. Сейчас максимально субсидия может составлять 0.9 ставки рефинансирования ЦБ (сейчас равна 8%). По словам сотрудника министерства, предельную субсидируемую ставку по кредитам тоже могут повысить.
Добавим, что первый год работы программы показал слабые места — в августе 2013-го были приняты поправки. Первая касается расширения действия программы на турбореактивные самолеты вместимостью от 75 до 103 пассажиров (то есть на Ан-148 и SSJ 100): до изменений можно было работать только с воздушными судами кресельной емкостью до 72 мест, то есть с самолетами иностранного производства. Кроме того, ранее на субсидию не могли претендовать унитарные предприятия (мелкие региональные авиакомпании как раз существуют в этой форме).