Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) предложила ввести «спасательные тарифы» для туристов обанкротившихся перевозчиков. Впрочем, по мнению экспертов, подобная инициатива не сможет спасти пострадавших, а её этичность вообще под вопросом. Самое логичное для авиаотрасли – ввести собственный фонд «круговой поруки» наподобие «Турпомощи» в туриндустрии.
Так, IATA предложила пассажирам альтернативный способ вернуться домой в случае банкротства их авиакомпаний. Для этого ассоциация предлагает повсеместно внедрить «спасательные тарифы» — возможность для «кинутых» туристов приобрести обратный авиабилет у других авиакомпаний, членов IATA, выполняющих полеты в пределах Европы, по номинальной стоимости в течение двух недель после краха основного перевозчика. При этом такую помощь, по задумке IATA, будут оказывать лишь тем туристам, чья страховка не сможет покрыть стоимости обратного авиабилета. Более того, участие в соглашении о таких тарифах для авиакомпаний станет добровольным.
Эксперты российского авиарынка раскритиковали подобное предложение чиновников IATA. По их мнению, система взаиморасчетов между авиакомпаниями и агентами, должна сама защищать права потребителя, и именно её надо совершенствовать. «При банкротстве авиакомпаний должен срабатывать механизм защиты, который пока работает лишь частично», - отметил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» авиационный эксперт, пожелавший остаться для статьи неназванным. К примеру, в рамках этой защиты агенты свои продажи обеспечивают банковскими гарантиями. «Мы не можем продать авиабилет, не имея обеспечения на сумму всего бизнеса. А вот авиакомпании при банкротстве запросто «кидают» своих клиентов», - отметил собеседник.
Поэтому именно сегмент гарантий со стороны авиакомпаний и нуждается в доработке. «Не нужно заставлять туриста вновь покупать авиабилет, что, как минимум, неэтично. Нужно перевозить его в счет гарантий, которые должны создать сами авиакомпании через систему взаиморасчетов. Если проводить аналогию, то уместнее всего вспомнить про российскую «Турпомощь», которая оказалась в деле защиты туристов даже эффективнее института фингарантий туроператоров. Ещё один механизм гарантий для пассажиров – это институт отложенных платежей, когда за перелёт деньги от проданного авиабилета поступают в авиакомпанию не сразу, а только после оказания самой услуги. Соответственно, если услуга по любой из причин не оказана, то эти деньги могут быть использованы на вывоз пассажиров с помощью другого перевозчика. Сейчас таких систем всего две - ТКП и ПСП», - резюмировал собеседник.