«Трансаэро»: история падения и подробности сделки с «Аэрофлотом»

Елена Калиновская
02 Сен 15 10014 2
«Трансаэро»: история падения и подробности сделки с «Аэрофлотом»
«Трансаэро»: история падения и подробности сделки с «Аэрофлотом»

Подпишитесь на туристические новости:

В первый день сентября главной темой в российском туристическом сообществе стало обсуждение новости о консолидации «Аэрофлотом» под своим крылом активов «Трансаэро». Ко вторнику стали известны дополнительные подробности данной «сделки», а учитывая громадное влияние данных перевозчиков на туристический рынок, корреспондент инфогруппы «ТУРПРОМ» попытался свести в один материал все просочившиеся детали, а также дать ретроспективу самого падения «Трансаэро».

«В интересах дальнейшего развития гражданской авиации и создания одной из крупнейших в мире авиатранспортных групп поддержана консолидация «Трансаэро» в группу «Аэрофлот», - говорилось в официальном заявлении «Трансаэро». Впрочем, по заявлению совладельца компании и её исполнительного директора Александра Плешакова, ни «Трансаэро», ни её акционеры не были инициаторами данной консолидации. Фактически Плешаков тонко намекнул, что пойти на эту сделку владельцев «Трансаэро» заставили, пригрозив банкротством. Само руководство авиапредприятия подготовило для правительства два иных сценария: реализация ранее принятого решения о создании банковского синдиката, либо финансовая докапитализация компании.

Представитель «Аэрофлота» подтвердил информацию о готовящейся сделке. «Деятельность «Трансаэро» будет полностью реструктуризирована и интегрирована в группу «Аэрофлот», – передает его слова РИА «Новости». После того как сделка будет завершена, под контроль «Аэрофлота» перейдет около 60% рынка авиаперевозок в России.

Предположительно, сумма сделки составит 1 рубль - минимальная из возможных. О причинах такой низкой стоимости догадаться нетрудно. За первые шесть месяцев 2015 года убыток «Трансаэро» составил более 8.5 млрд рублей. За этот же период на 40% вырос и объем долгов по кредитам по сравнению с декабрем 2014 года - 115 млрд рублей. Соответственно, покупатель берёт на себя все долговые обязательства «Трансаэро», а также обязательства по уже проданным авиабилетам и обязательства перед коллективом.

При этом эксперты отмечают, что проблемы перевозчика начались ещё прошлой осенью на фоне резкого спада российского турпотока заграницу, ведь в последнее десятилетие «Трансаэро» делала ставку именно на туристические направления, а её главными партнёрами и генераторами пассажиропотока стали туроператоры. В итоге еще год назад руководство компании обратилось к правительству, направив на имя Игоря Шувалова письмо, в котором говорилось, что если компания не получит от государства помощи, то может прекратить свою операционную деятельность. По подсчетам Плешаковых, чтобы удержать «Трансаэро» от краха, государство должно было помочь ему расплатиться по долгам и предоставить 10 миллиардов рублей госгарантий, а также 1.5 миллиарда в виде новых кредитов от «Сбербанка». На это обращение в правительстве заявили, что финансовое состояние «Трансаэро» было проанализировано и ущерб за облет Украины и объем месячной выручки «Трансаэро» - несопоставимые величины, поэтому Минфин предложил авиакомпании справиться с этими расходами самостоятельно. Однако уже в декабре авиакомпания вновь обратилась за помощью к государству и кредиторам, утверждая, что из-за долгов может вообще приостановить полеты еще до нового года. На этот раз аргументы показались убедительными, и Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому еще до конца 2014 года «Трансаэро» была предоставлена госгарантия на сумму почти в 9 млрд рублей.

Но спустя полгода в СМИ вновь появилась информация о плачевном положении компании. Летом всё чаще стала появляться информация о том, что «Трансаэро» задерживает оплату услуг своих контрагентов – аэропортов, топливозаправщиков и т.п. Одновременно перевозчик попытался получить оборотные деньги, занявшись демпингом: продавая дешевые авиабилеты, они рассчитывал увеличить пассажиропоток. «Последние полгода «Трансаэро» в качестве финансовой стратегии выбрала демпинг, что привело к росту числа пассажиров. Однако такая ценовая политика, как правило, оказывается крайне не эффективной и приводит к негативным последствиям. На данный момент авиакомпания существует за счет средств, которые были получены за счет оплаты еще не свершившихся перелетов. Такая ценовая политика может привести компанию «Трансаэро» к банкротству», - написала тогда «Независимая газета».

Тогда же эксперты заявили, что не надо быть пророком, чтобы понять, что будет делать «Трансаэро» дальше: через несколько месяцев компании явно будет не на что вывозить пассажиров, которые сейчас так радостно раскупили дешевые билеты. А это значит, что весь груз этих проблем ляжет на плечи государства. В свое оправдание «Трансаэро» заявила, что несмотря на рост процентных ставок и снижение курса рубля, компания продолжает выполнять обязательства перед банками-кредиторами. «Продукт компании востребован пассажирами, о чем свидетельствуют как рост производственных показателей, так и большая глубина продаж – билеты «Трансаэро» на будущие перелеты приобрели почти три миллиона человек», - отметили в пресс-службе.

Тем не менее, эксперты оказались правы: если летом перевозчик фактически работал на оборотах, то с сентября, когда турпоток начал снижаться, а продажи на осень-зиму оказались минимальны, авиакомпания имела все шансы столкнуться с настоящим кассовым разрывом и объявить дефолт. В итоге во вторник государство решило санировать «Трансаэро» в группу «Аэрофлота», а уже в среду, 2 сентября, гендиректор авиакомпании «Трансаэро» Ольга Плешакова покинула свою должность. Стоит отметить, что по условиям договора главные акционеры «Трансаэро» - Ольга и Александр Плешаковы, которым принадлежат 36.62% компании - должны выйти из её капитала и покинуть руководящие посты.

Это точно интересно:
Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!