Повлияет ли катастрофа Ту-154 на спрос на авиабилеты?

Петр Борисов
26 Дек 16 6490
Повлияет ли катастрофа Ту-154 на спрос на авиабилеты?
Повлияет ли катастрофа Ту-154 на спрос на авиабилеты?

Подпишитесь на туристические новости:

Страшная катастрофа Ту-154 в Сочи над Черным морем, безусловно, вызвала в обществе приступ повышенной аэрофобии, что всегда случается после резонансных авиапроисшествий. Однако, по мнению экспертов, данная катастрофа, скорее всего, всё же не станет причиной для потерь в турпотоке для зимних курортов: опираясь на опыт предыдущих трагедий, и в первую очередь на катастрофу А321 на Синае, специалисты прогнозируют следующую реакцию потенциальных пассажиров авиакомпаний – сначала несколько дней «жесткого шока», когда продажи авиабилетов упадут, а далее стабилизация ситуации и возвращение спроса на прежний уровень.

Напомним, что рано утром 25 декабря при вылете из Сочи после дозаправки потерпел катастрофу военно-транспортный самолет Ту-154. Самолет летел из Москвы в Сирию, на борту находились участники Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова, съемочные группы «Первого канала», «НТВ» и «Звезды», а также исполнительный директор фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (доктор Лиза). Самолет рухнул в море спустя считанные минуты после взлета, и никто из находившихся на борту 92 человек не выжил.

Правительством создана специальная комиссия по расследованию катастрофы. Пока приоритетной версии специалисты не называют. Среди версий – техническая неисправность, ошибка пилота или «внешнее воздействие на воздушное судно», то есть версия теракта. Впрочем, версию теракта при этом правоохранители даже неофициально не называют в числе приоритетных. По данным СМИ, технически самолет был исправен: Ту-154Б-2, хотя и был выпущен в 1983 году, но имел небольшой налет по сравнению с коммерческими бортами (всего 6689 часов), капитально ремонтировался в декабре 2014 года, а буквально пару месяцев назад прошел плановое регламентное техобслуживание.

По словам экспертов, опрошенных корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», любая резонансная авиакатастрофа непременно сказывается на уровне продаж авиабилетов и туров, включающих авиаперелёт, причём по очень банальной причине: в обществе резко усиливается аэрофобия - потенциальные пассажиры начинают бояться любых перелётов, особенно если причиной катастрофы стал теракт или отказ техники. Однако на опыте последних трагических происшествий, например, катастрофы А321 над Синаем, эксперты прогнозируют развитие ситуации следующим образом: после жесткого шока и «замирания» на несколько дней спрос, как правило, «возвращается» к прежним показателям. Обычно на это требуется максимум 1-2 недели.

«Ситуация трагическая, но стоит отметить, что напрямую к туризму, в отличие от катастрофы А-321, она отношения не имеет. Стоит также отметить, что аэропорт Сочи доказал свою надежность, принимая во время Олимпиады более 70 бортов в сутки. Поэтому, спад спроса, скорее всего, будет значительно меньшим, чем после катастрофы А321», - пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ. При этом, по оценкам экспертов, временный спад возможен только по будущим продажам, тогда как по проданным турам и авиабилетам ситуация уже не изменится – вряд ли кто-то будет сдавать билеты, теряя на этом деньги. Поэтому загрузка курортов на новогодние каникулы останется неизменной, т.к. туры на эти заезды в основном уже проданы.

«Безусловно, первая шоковая реакция у многих туристов – отказаться от полётов, но как показывает практика, от шокового состояния туристы отходят быстро, в итоге такая реакция в целом не успевает сказаться на спросе, на предложении, на потоке и объемах», - отметила исполнительный директор АТА Наталья Осипова. По имеющимся данным к обеду понедельника отказов у туроператоров по данной причине нет. «Учитывая, что в Сочи сейчас горнолыжный сезон – и самолеты туда всё равно летают. Это многих успокаивает. На новогодние праздники «горный кластер» практически полностью продан, и отказываться от поездок за столь короткое время до вылета – это попасть под штрафные санкции. Соответственно, большого числа отказов на туристическом рынке ожидать не стоит», - дополнила эксперт.

Тем не менее, в современном туризме имеются истории, когда резонансные авиапроисшествия самым фатальным образом влияли на весь авиационный и туристический бизнес, причем в глобальном масштабе. Так, самым пагубным образом на этот сегмент экономики повлияли знаменитые теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне. Напомним, что 11 сентября 2001 года угнанные террористами Аль-Каиды гражданские самолеты протаранили две башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, а также здание Пентагона в Вашингтоне. Еще один лайнер разбился в штате Пенсильвания. После столь масштабных терактов многие аналитики от турбизнеса предсказывали всего лишь затишье в отрасли, которое, по их мнению, должно было продлиться не более 2-3 месяцев... Так, на тот момент генсек Всемирной туристической организации (UNWTO) Франческо Франджиалли пытался успокоить мир, заверяя, что «теракты в США, конечно, нанесли существенный ущерб мировой туриндустрии, но вряд ли помешают развитию отрасли в этом году» и что «краха не будет – будет спад роста», однако туроператоры уже на следующий день стали принимать массовые аннуляции клиентов от поездок не только в США и на Ближний Восток, но и вообще куда бы то ни было. Ситуация развивалась лавинообразно. Чартеры в страны арабского Востока уже в течение первого месяца исчезли почти полностью или были сокращены до минимума.

Более того, 11 сентября стало толчком к структурной перестройке авиа и туристического бизнесов, после которой многие компании выжить не смогли. Прежде всего, кризис коснулся рынка авиаперевозок: американские и европейские пассажиры все разом испугались летать. Катастрофическое снижение спроса привело к банкротству ряда крупнейших авиакомпаний: сила шока от терактов была настолько сильна, что ещё полгода самолеты большинства авиаперевозчиков летали полупустыми даже несмотря на громадные скидки на авиабилеты. По признанию зарубежных туроператоров, отказы от поездок носили массовый характер и доходили до 90%. Например, итальянские и немецкие операторы практически полностью сняли свои брони в отелях Египта и ОАЭ. Их самолеты прилетали заполненными лишь на 10%. В течение первого года после терактов в Германии обанкротилось и закрылось около 700 турагентств и бюро путешествий…

Это точно интересно:
Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!