Чогирма - традиционный головной убор Хорезмцев

Компания «ТИЦ»
Чогирма - традиционный головной убор Хорезмцев

История головного убора имеет древние корни. Даны подробные данные, о целях использования чогирма, о порядке его изготовления, о полезных сторонах, и о мастерах по изготовлению чогирма XXI века. Хорезм является оазисом, расположенным на северных территориях Узбекистана. Климат Хорезма резко-континентальный. Чтобы защититься от перепадов температур, люди одевали чогирму, которая сохраняла тепло зимой, а летом прохладу. Головной убор Хорезма считался символом состоятельности, величия и доблести, поэтому запрещалось обменивать и давать другим головной убор. Отцовский головной убор передавали только его сыну. Старейшины говорили: «Даже если на ногах нет сапожек, чогирма на голове должна быть обязательно». Головной убор населения Хорезмского оазиса, его цвета, формы и порядок надевания имеют своеобразие. Узбеки, проживающие в Хорезме надевали большую округлую чогирма. Чогирма широко раскрывает этнические свойства жителей оазиса. Чогирма бывает трёх видов: тугалак чогирма, шерази, силкма. Тугалак чогирма первоначальный вид головного убора, которую начали одевать в оазисе с XIX века. Верхняя часть гладка сшита из кожи или материала, а бока полностью слеплены каракулю (название шерстя). Изначально его одевали только правители, затем представители других слоёв населения. Чогирма шерази сшита из коротких шерсти в стиле Хазораспа. Чогирма шерази удобная, вышивали из шерсти новорождённого ягнёнка, которая не отличался от современных шапок. Третий вид силкма чогирма одевали бедный слой населения и туркмены, обитавшие в оазисе, она сшита из длинных шерсти. Силкма чогирма вышивали из длинных шерсти овца, округлой форме и объёмным. В источниках пишут что основной причиной распространения головного убора под названием чогирма явились жамшиды-представители афганских племён. Саид Мухаммад Рахимхан II (1865—1910) первым из правителей надел эту чогирма. Из результатов опроса населения установилось, что эти доводы неосновательные. Появлением этих головных уборов при правлении Хивинского хана Аллахкулихана (1825—1842) стала традицией надевания новой формы головного убора похожего на чогирма, а до этого бедное население традиционно одевала «тугалак чогирма». Правильность этих фактов доказала скульптуру мужчин (V в до н. э.) в голове которого был головной убор в виде чогирма найденного ведущим научным сотрудником Хорезмской академии Маъмуна С. Баратовым 2012 году в Хумбузтепе. Изготовление чогирма осуществляется в трёх стадиях: 1. Обработка кожи, является тончайшим делом в изготовлении чогирма, так как она является первой стадий и при обработке из кожи должны быть удалены излишки жир и мяса. Чтобы кожа не испортилась при удалении излишек, один день обмакивают кожу на воде, после это очистка кожи будет лёгким и качественным. 2. Подготовка кожи к пошиву. Из обработанной кожи берут образцы из разных размеров, в основном из от 56 до 63. После изготовления образцов из кожи начинают шить чогирма. Для того чтобы чогирма была летом прохладной, а зимой тёплым между кожами пришивают материал, а над ним шапочку. Таким образом будет завершена 80 % дели начинается основная часть изготовления чогирма. 3. В этой стадии даёт форму чогирма, то есть его помещают на макет и добиванием деревянным молотком придают ему форму. Затем засушивают чогирма при температуре 60—70 градусов в р месте. При этом сохранялась форма. После окончания засушки готовый головной убор брали с макета. В Хорезме проводились мероприятия связанные с чогирма. «В древности аксакал махалли мог лишить отца с чогирмы, если он не должным образом обращал внимание на воспитание своего ребёнка, и другие могли не общаться с ним». В начале XX века в Хорезме было не порядочно ходить без головного убора, и поэтому это наказание считалось тяжким. Уединение человека от махалли означало, что не имел возможности участвовать в общественных мероприятиях. Чогирма и другие изготовленные из шерсти головные уборы встречаются у тюркских народов (туркмены, турки и др.) и у народов Кавказа (азербайджанцы, грузины, армяне, лезгины и другие). У туркменской племени явмут были похожие на Хорезмские чогирма и назывались човурмами. Силкма чогирма были в основном у туркменских племён эрсары и сарык и назывались они силкма телпак. Туркменские юноши надевали чогирма белого цвета. В Хорезме эти белые чогирмы надевали лицо определённой специальности. Их называли «гассолами», их узнавали с белой чогирма и серебряного кольца надетого на серединное пальцо. Естественные условия и географическое положение Хорезма предполагала возможности шерстяных уборов. Сохранение в нормальном состоянии температуры внутри халатов и чогирма защищало тело от последствий сильных буранов или бурь. Если спросить у мастеров о свойствах чогирма, они ответят, что чогирма сохраняет тепло зимой и прохладу летом. Кроме этого чогирма защищает человека от глазных болезней (простуды), так как в Хорезме часто бывают бури. В походах, если положить ее на седло, то получится подушка. В настоящее время изготовлением чогирма занимаются хивинские мастера Абдураимбой уста и его потомки. Представители этой династии образцово обслуживают местных и иностранных туристов, и тем самым распространяют по миру славу хорезмской чогирма. Потомки Абдураимбой уста Азимбой (1954—1996), Максудбек, Маратбек (1961—2009), Бахромжон, Хурматбек, Шокирбек, Пирназарбой, Эргашбек, Мухаммаджон и в настоящее время продолжают отцовское дело. В мастерских занимаются со своими учениками искусством изготовления головных уборов. До 70-х годов XX века чогирма оставалась головным убором старейшин. Затем население перестало одевать чогирма, а использовали его в основном члены фольклорно-этнографических и театральных ансамблей. Однако «шерази» и по сей день сохранилась среди среднего и возрастного населения. В настоящее время население мало пользуется этим головным убором. Однако, благодаря интересу туристов, данное ремесло продолжает своё существование в качестве национального достояния, материального наследия. Отрасль изготовления чогирма стала современной. Основная проблема – это уменьшение спектра отрасли. Кроме этого, на всех праздничных мероприятиях мужчины приходят в чогирма. Ее надевают и при исполнении национального танца Лязги, зажигательная мелодия которого вызывает у всех особое психологическое состояние, при котором так и хочется пуститься в пляс. Благодаря независимости, осуществляется последовательное движение по сохранению ценностей, развитию народного творчества и практического искусства. Национальное ремесло получило распространение, труд мастеров был по достоинству оценен. Мастера по изготовлению чогирма получили возможность представлять свои изделия на выставках. Значит, пока народ существует, этот головной убор в качестве символа мужчин будет навеки жить в Хорезме.



Это точно интересно:
Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!