РосТурПомощь: все подробности о новом объединении туроператоров

Эдуард Кузнецов
25 Сен 12

Главными задачами нового объединения туроператоров «РосТурПомощь», помимо заявленной в законе защиты туристов, является поднятие авторитета российской туристической отрасли, а при соответствующих условиях – и регулирование демпинга, поразившего туррынок. Об этих и других актуальных проблемах, стоящих перед новым объединением, рассказывает Эдуард Кузнецов, недавно избранный директор «РосТурПомощи».

- Каково ваше видение работы объединения туроператоров, директором которого Вы избраны? Каковы основные принципы работы?

- Работа объединения основывается на принятом Уставе, на основе поправок к Федеральному закону от 3.05. 2012 года N 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности». Его стратегическая задача - это защита российских туристов за рубежом. С моей точки зрения - объединение в некотором роде станет некоммерческим туроператором, задача которого – действовать в критический момент и выручать наших туристов из сложной ситуации. Кроме того, ставится задача поднять авторитет российской туристической отрасли.

- Как вы видите себе Вашу работу на этом посту? Какие основные задачи Вы ставите?

- Понятно, что это будет работа в рамках Устава: создание необходимых технологий, которые обеспечат прозрачное и ответственное использование средств на оперативные расходы фонда. Причём эти расходы должны быть оптимальными, включая регрессивные механизмы пополнения компенсационного фонда за счет фингарантий «провинившихся» туроператоров. Плюс необходим диалог с отраслью. Это крайне важно. Я хочу, чтобы объединение начало жить нормальной, рабочей жизнью – какие-то задачи будет ставить отрасль, какие-то – объединение. Такой процесс шаг за шагом должен приводить к оздоровлению отрасли. Ключевая задача – это поднять престиж отрасли в глазах туристов.

- Туроператорская общественность не раз высказывала беспокойство, как будут управляться средства создаваемого фонда. Как это будет проходить с Вашей точки зрения? Как обеспечить максимальную прозрачность этому процессу?

- Очень просто: бюджет расходов, все технологии, правила оказания помощи, всё это будет утверждаться и контролироваться наблюдательным советом, а вся оперативная работа и собственно использование средств фонда будет подвергаться ежегодному аудиту. Все эти данные будут открыты, опубликованы, всё будет рассматриваться под микроскопом. И это совпадает с моей политикой, что средства фонда должны использоваться очень эффективно. Для этого пригодится и мой опыт организации коммерческих структур: я их привык создавать оптимально с точки зрения качества, производительности и себестоимости подразделений. Здесь всё для меня понятно.

- Второй главной задачей Вы обозначили «поднять престиж туротрасли». Какие действия Вы намерены предпринять в этом направлении?

- В первую очередь – получить доверие туристов. Если турист окажется в сложных обстоятельствах, даже если туроператор по той или иной причине не выполнил своих обязательств перед ним, он должен получить все необходимые услуги, включая  его эвакуацию в конечный пункт, указанный в договоре. Наш фонд как раз и будет использоваться в самых критических ситуациях - когда проблемы у туриста возникли во время его пребывания заграницей. Именно мы обеспечим ему помощь, оплату его размещения, и при необходимости – досрочную эвакуацию. Когда объединение начнет реально работать, когда мы завершим большую подготовительную работу, когда мы сможем позиционировать себя перед туристическими ассоциациями стран пребывания, перед отельными цепочками, то я думаю, к нам будет уже другое отношение, партнеры будут понимать, с кем вести диалог, и наши туристы будут полностью защищены, их не будут дергать, как не дергают, мне кажется, туристов таких стран как Великобритания, Германия и т.п.

- Есть ли в принятом уставе объединения еще какие-то пункты, полезные для турбизнеса? Фонд создавался, чтоб защитить интересы туриста, но есть ли возможность защитить российских туроператоров, которые часто оказываются «крайними»?

- Сейчас это не заложено в уставе, но в перспективе нам с отраслью, возможно, стоит совместно подумать, как, например, бороться с демпингом, как его ограничивать, может быть ввести какие-то единые для всех правила игры, чтобы объединение было гарантом их выполнения.

- Когда туроператоры смогут начать вступать в Объединение?

- Сейчас проходит регистрация, потом мы будем ждать выхода постановления Правительства о присвоении объединению статуса общероссийского. К ноябрю мы должны провести общее собрание – не учредителей, а уже членов объединения. Потом начнем собирать собственно фонд.

- Как, по Вашей экспертной оценке, создание фонда повлияет на туроператорский рынок. Для региональных некрупных туроператоров, а также для большинства нишевых, 100 тыс. рублей, которые необходимо выделить при вступлении в фонд, могут оказаться значительной суммой. Есть вероятность, что не все могут потянуть такие расходы. Что произойдет, когда работать на туристическом рынке смогут только участники фонда – рынок будет прорежен, уменьшится количество операторов, соответственно уменьшится конкуренция. Либо же мелкие операторы просто «уйдут в тень»?

- 100 тыс рублей – это примерно 3’000 долларов. Даже нишевые операторы, которые работают на FIТ или IP турах, должны иметь некий финансовый резерв. Ведь они создают продукт соответственной стоимости, а 3’000 долларов - это средняя стоимость FIT-продукта на трех-четырех человек. От ошибок никто не застрахован, но если оператор, который отправляет людей за рубеж, не может выделить такую сумму для покрытия рисков, то разве такую компанию можно называть туроператором, отвечающим за благополучие своих клиентов? Поэтому я считаю, что это вполне посильная сумма. Кстати, нам придётся привести в соответствие декларируемую выручку туроператоров и те взносы, которые они делают в наш фонд. Этим нам также придётся заниматься, чтобы не было ситуации, когда оператор отправляет в год 50 тыс. туристов, а фингарантию покупает на 30 млн рублей. Свежий пример: у небольшой компании «Черри-тур» оказалось более тысячи пострадавших туристов, а для компенсации им потребуется около миллиона долларов покрытия.

- Недавно вы принимали участие в работе по решению проблем туристов «Эль-Вояжа» и «Черри Тур», на которых принципы работы «Ростурпомощи» проходят практическую проверку. Вероятно, для себя Вы уже определились с механизмом того, как будет действовать Ваша организация, когда она будет окончательно создана? С какими основными проблемами Вам придется сталкиваться при вызволении туристов обанкротившихся туроператоров, и какие пути их решения вы видите?

- Ситуация с «Эль-Вояжем» и «Черри-тур» как раз притормозила наши работы по созданию структуры объединения примерно на неделю, но это не критично, потому что пока идут процессы регистрации. Как пишутся воинские уставы – на пробах и ошибках, так и мы сейчас записываем первые шаги нашего объединения. Уже понятно, как собирать информацию, причем понятно, что необходимо собирать именно независимую информацию, по разным каналам. Не так важно, что говорит туроператор, оказавшийся в сложной финансовой ситуации, важно получить информацию от его партнеров, от пострадавших агентов, от туристов, от поставщиков услуг. Главное – полностью описать себе картину происходящего, картину бедствия, после этого – фрагментарно её закрывать: находить перевозчиков, договариваться с хотельерами, с принимающими компаниями и т.д. В принципе, получается, что объединение - это некий идеальный некоммерческий «спящий» туроператор, который в случае чего быстро реализует помощь туристам. Для этого не нужен огромный штат. Например, с ситуацией «Черри-тур» справлялись два человека. Помимо юридического и финансового комитетов, исполнительному органу Объединения нужны будут несколько человек плюс call-центр: это те люди, которые смогут оперативно работать с авиаперевозчиками, с зарубежными партнерами, с хотельерами.

- Туристы в настоящий момент получили двойную защиту - фингарантии и фонд «Ростурпомощи». Скажите, а что, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы наконец-то защитить турагентства от банкротств или недобросовестных действий самих туроператоров?

- Мне кажется, должны быть созданы объединения СРО в самом агентском бизнесе – хотя подозреваю, что это нереально при нашей бизнес - ментальности. Во-вторых, должна быть какая-то страховка внутри самого агентского бизнеса, сегодняшнего уставного капитала явно недостаточно для покрытия рисков. Но главное, как я полагаю, что их профессионализм является основной защитой от любых проблем.


Последние новости по России

Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!