Оказавшись в Тихвине, советуем посмотреть деревянные шлюзы на реке Тихвинке. В свое время их значение было огромно не только для местных жителей, но и для жителей Санкт-Петербурга и приволжских городов. Когда Петр Первый заложил город на Неве, ему стал необходим водный путь с Волгой, чтобы обеспечить столицу провиантом, дровами и другими необходимыми товарами.
Тогда в 1710 году при помощи чертежей и обмеров английского инженера Джона Перри, было решено начать строительство Тихвинской водной системы. Но к сожалению, в казне была острая нехватка в финансах, и воплощение планов в жизнь все время откладывалось.
Лишь в 1802 году, после того как из-за засушливого летнего периода суда не смогли пройти по Вышневолоцкой системе, утвердили новый проект на реках Тихвинка, Малога, Чагодоща, Соминка, Сясь. К 1842 году Тихвинская водная система включала в себя полных 62 шлюза, общая длина пути 904 км. Здесь ходили одно парусные легкие суда, называемые «тихвинки» и «соминки».
Благодаря водному пути, вдоль рек начали выстраиваться кирпичные, лесоперерабатывающие, стекольные заводы, местные жители осваивали морские профессии.
Но с открытием Мариинской водосистемы, а затем железнодорожного пути Санкт-Петербург-Москва, загруженность водного пути резко упала. С 1892 года купцы Тихвина и Устюжны пытались спасти и восстановить систему, но она осталась в ведомстве государства, а финансирования не поступало. Заводы, расположенные вдоль берегов рек, стали закрываться. В основном теперь пути использовали для сплава леса.
В первые несколько лет советского режима грузопоток временно вырос, так как именно так доставляли хлеба с Волги в революционный Петербург. Но в 1966 году ее закрыли из-за низкой рентабельности. Сейчас стоит вопрос о восстановлении нескольких шлюзов, как туристической достопримечательности. К 2014 году реконструирован одна плотина выше по течению Тихвинки.