ТЕМЫ ДНЯ:

Новости по СТРАНАМ: все Новости по ТЕМАМ: все

Поправки в Федеральный закон о Туризме: «За» и «Против»

Алексей Цыганов
член экспертного совета Госдумы по туризму
16 Окт 14

Заканчивается публичное обсуждение основного туристического закона, регулирующего нашу большую и многочисленную отрасль. Новые поправки в случаи их принятия коснуться всех участников рынка - и туроператоров, и турагентов. Многие из предложенных поправок действительно улучшат деловой климат и прибавят стабильности на рынке. Своё мнение о конструктивных и неконструктивных предложениях высказывает член экспертного совета Государственной Думы Федерального Собрания по внутреннему и въездному туризму в РФ, коммерческий директор туроператора «Атлантис Лайн» Алексей Цыганов.

- Алексей, что вы считаете наиболее рациональным из предложенных поправок?

- Как участник рабочей группы образованной в Министерстве Культуры РФ и непосредственно принимавший участие в подготовке поправок в закон, в первую очередь остановлюсь на 2-х моих предложениях:

  1. «туристский продукт» - теперь это не только услуги по перевозке и размещению, но и другие услуги в сфере туризмасоставляющие значительную часть от общей цены по договору.Теперь понятие «туристский продукт» в Российском Законодательстве соответствует нормам международного права закрепленные Директивой Совета европейского экономического сообщества о путешествиях, отпусках и поездках принятой 13 июня 1990 г. № 90/314/ЕЕС. Данная норма исключит дробление турпродукта на отдельные услуги по разным договорам у одного туроператора и защитит туристов, предоставив им право на возмещение по договору страхования ответственности туроператора или по банковской гарантии за любые туруслуги приобретённые у туроператора, а не только за турпакет перевозка+размещение.
  2. «реализация туристского продукта дистанционным способом». Мы долгое время добивались внесения изменения в законодательство для регламентирования продажи туров в сети Интернет, чёткой ответственности туроператора и туриста при такой форме сделок. Обращались в Правительство РФ, Совет Федерации, Государственную Думу, Минкульт, Ростуризм и вот, наконец, этот порядок отражён в проекте поправок в закон о Туризме. Это очень важная поправка, поскольку у нас всё больше туристических услуг реализуется при помощи сети Интернет. Многие туристы оформляют свои турпутёвки не выходя из дома, и при этом Закон вообще никак не регламентировал огромный сегмент рынка туруслуг в сети Интернет.

- Что ещ1, по вашему мнению, стоит включить в новый вариант закона о туризме?

- Поддержанные мною дополнения в Закон ФЗ-132 следующие:

  1. «финансовое обеспечение». В связи с чередой банкротств туроператоров очень многие страховые компании и банки отказались сотрудничать с турбизнесом. Этот факт вызвал панику у многих туроператоров, ведь их бизнес полностью зависит от наличия банковских гарантий или договоров страхования ответственности туроператоров. Мы выступали за разумную альтернативу для туроператоров, которая позволила бы каждому из нас не быть в полной власти финансового гаранта в виде Банка или Страховой компании и ждать какой тариф они предложат за свои услуги или откажут вовсе. Так как Страховые компании отмели идею страхования каждой отдельной турпутёвки. То наше предложение заключалось в том, что бы центр страхования ответственности сместился в Ассоциацию Туроператоров «Турпомощь», а каждый туроператор делал бы страховые отчисления в зависимости от объёма продаж своих туров. Разработчиками предложен в Законе договор счета эскроу, что является альтернативой банковским гарантиям и договорам страхования ответственности, что позволит туроператорам не зависеть от решения банка или страховой компании. Тарифы и суммы отчислений требуют тщательной проработки и обоснованных расчётов.
  2. «услуги по перевозке». Очень важно, что нашей рабочей группе удалось разработать поправку в Закон, обзывающую выдавать туристу на руки только электронный билет установленного образца. На практике это означает, что теперь турист, получивший на руки турпакет включающий авиабилеты будет, доставлен авиакомпанией к месту отдыха и обратно независимо от взаимоотношений между авиакомпанией и туроператором и даже в случае банкротства последнего. Теперь на все чартерные авиарейсы будут выдаваться электронные билеты, а авиакомпании будут обязаны везти пассажиров по ним, как то предписано Воздушным кодексом РФ. Эти изменения в порядок перевозки туристов являлись настолько важными, что Правительство не дожидаясь принятия поправок в Закон о Туризме утвердило данные нормы своим Постановление от 22 сентября 2014 г. N 967 "О внесении изменения в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта"
  3. «электронная путевка» - должна стать очень удобной формой продажи туров, в том числе и в сети Интернет.
  4. «реестр турагентов». На мой взгляд очень полезное дополнение к Закону. Туроператор не хочет тратить силы и средства на проверку своих Партнёров – Турагентов. При этом важно, что бы турагенту можно было доверять быть представителем(агентом) туроператора перед туристом, или иным заказчиком. Логично, что бы Государство, в лице ФА «Ростуризм» проводило проверку турагентов и гарантировало законность их регистрации, полномочия руководителя, постановку турагентов на налоговый учёт, их фактическое местонахождение и другие сведения. Идея эта не нова, и общественные организации пытались вести свои реестры добросовестных турагентов, но без обязательных требований законодательства желаемый результат не был достигнут.
  5. «Договора фрахтования для целей организации перевозки туристов». Чартерные перевозки выделены в отдельный пункт Закона, который предъявляет к организаторам таких перевозок повышенные требования к финансовым гарантиям. Что логично, после анализа череды банкротств лета-осени 2014 года.

- А что из предложенного вызывает у вас несогласие?

- Да, перечислю те поправками в Закон, с которыми я не могу согласиться и против принятия которых я выступаю:

  1. «о перечне турагентов, с которыми туроператором заключены договоры в целях продвижения и реализации туристского продукта (авторизованные турагенты)» и «Формирование реестра договоров о реализации в сфере выездного туризма туристского продукта». Это абсолютно ненужные данные и излишнее администрирование бизнеса.  Законом установлено создание РЕЕСТРА ТУРАГЕНТОВ. С любой организацией внесённой в реестр турагентов, туроператор вправе заключить договор. Администрировать базу данных договоров, с учётом того, что у нас ежегодно только за границу выезжает более 18 000 000 туристов, сложно. Для этого должен быть мощный дата-центр с серверами и программный продукт, а также проложены высокоскоростные каналы связи, рассчитанные на внесение 50 000 договоров в базу ежесуточно!Надо переходить к электронной путёвке, исключив препоны бизнесу и временные схемы.
  2. «Свидетельство о внесении сведений о туроператоре в реестр. Форма свидетельства и порядок его выдачи».Пора исключить бумажные свидетельства, которые поступают по почте с опозданием или вообще теряются.Достаточно Сведений о внесении туроператора в реестр опубликованных на сайте ФА «Ростуризм». Для защиты сведений турреестра от искажения и вмешательства извне предлагается снабдить сайт ФА «Ростуризм» сертификатом безопасности.
  3. «Представления туроператором в сфере выездного туризма годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, достоверность которой подтверждена аудитором». Исключить данное положение из проекта Закона, так как оно возлагает на ФА «Ростуризм» дублирующие обязанности, которые возложены на Налоговые органы и Минфин. При этом ФА «Ростуризм» не располагает штатом и бюджетом для контроля за финансовой отчетностью и правильностью ведения бухгалтерского учёта на предприятиях туротрасли. ФА «Ростуризм» это - не ИФНС! Непонятно каким образом Ростуризм будет физически проверять аудиторские заключения и балансы 1800 предприятий зарегистрированных в качестве туроператоров? При этом в период сдачи отчётности. Аудиторские заключения будут невостребованные и всё превратится в формальность. При этом турбизнес в дополнение ко всем отчислениям будет вынужден оплачивать услуги аудиторов в обязательном порядке. При этом стартовая цена на них начинается от 60 000 рублей. А когда аудит станет обязательным то цены непременно вырастут на такого рода услуги. Обязательный Аудит должны делать только компании осуществляющие чартерные перевозки икомпании с годовым оборотом выше 1 000 000 000 рублей. Необходимо в рамках межведомственного информационного взаимодействия обязать Министерство по налогам и сборам передавать в ФА «Ростуризм» сведения о компаниях-туроператорах получивших убыток по итогам года или за квартал. Этого будет достаточно, чтобы проверить полученный сигнал и обратить более пристальное внимание на туроператора и его деятельность.
  4. «Осуществление турагентской деятельности на территории Российской Федерации при наличии у него банковской гарантии и/или иного финансового обеспечения». Категорически против введения финансового обеспечение ответственности турагента.  Для чего турагенты должны иметь финобеспечение? Ведь деятельность туроператора уже застрахована!  А хоть один страховщик пообещал застраховать турагента? Есть банки готовые выдавать им свои гарантии? Это неизбежно приведёт к росту цен для конечного потребителя на турпродукт. Более того, этой нормой закона могут быть закрыты многие мелкие и средние устойчивые предприятия туризма. На улице могут оказаться десятки тысяч занятых в туризме людей. Это недопустимо. Этот пункт поправок в Закон считаю социально опасным и ведущий к негативным последствиям.
  5. «Деловая репутация туроператора/турагента». На мой взгляд очень спорный пункт. Считаю, что решение о запрете на работу в туротрасли должно приниматься исключительно судом. Разве директора компаний Ланта-Тур, Капитал-Тур, Лабиринт, Нева, Южный Крест, Верса, Солвекс и другие, имели непогашенные судимости, привлекались к административной ответственности, их компании исключались из реестра туроператоров, они не имели страхового покрытия в соответствии с требованиями действующего законодательства, или они не соответствовали «требованиям к деловой репутации»? ОТВЕТ ОЧЕВИДЕН – НЕТ. По моему мнению этот субъективный пункт надо исключить. В туризме нет опасных производств, чтобы создавать особые квалификационные требования к директору, бухгалтеру или сотрудникам.
  6. При этом в предложенных поправках в Закон полностью отсутствует механизм подтверждения или опровержения сведений о деловой репутации.Как это будет выглядеть на практике? Предприниматель будет ходить в МВД, Прокуратуру, ФСИН, Суды и другие инстанции и собирать справки о том, что он не судим, не под следствием, не совершает административных правонарушений и т.д.? У нас по Конституции любому гражданину гарантируется право на труд, а так же гарантируется презумпция невиновности. Так вот запрет на работу в сфере туризма в отношении определённого круга лиц может и должен действовать только на основании решения СУДА, а не ФА «Ростуризм» или других ведомств.Это касается как туроператора, так и турагента.
  7. «Резервный фонд». Сумма в 100 000 является существенной для «нишевых» туроператоров которые в основном отправляют до 5000 туристов в год и которых на рынке большинство. В то время как 500 000 рублей очень мало для больших туроператоров, которые отправляют по 500 000 туристов и более, а после своего ухода оставляют дыру в бюджете Турпомощи в 200 000 000 рублей.
  8. «статья 19.2. Полномочия проверяющих и надзорных органов».Исключить любые полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере государственного надзора и контроля за деятельностью туроператоров и турагентов по организации выездных проверок на предприятиях. Беспрепятственного по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать места проведения лотерей и проводить обследования используемых зданий, помещений, сооружений, технических средств и оборудования, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
    Какие технические средства и оборудование, здания и помещения будет обследовать к примеру ФА «Ростуризм» или другой Госорган в сфере туризма на предприятиях, на предмет чего? Что можно в туризме испытывать, турпродукт? Какие расследования может проводить ФА «Ростуризм», разве у него есть полномочия на ведения следственных действий? Исключить данный пункт из закона. Тем более, что МВД, СК, ФСБ, Прокуратура, Роспотребнадзор, МЧС (Пожнадзор) и другие уже обладают этими полномочиями.
    В случае решения об исключении туроператора или турагента из реестра и прежде чем исключать туроператора или турагента из реестра, ФА «Ростуризм» обязан уведомить предприятие о допущенных нарушениях и предоставить разумный срок, например 15 дней на устранение допущенных нарушений. В предложенной редакции, получается чиновники нашли любую ошибку, оформили приказ об исключении из реестра и остановили деятельность любого туроператора. От таких действий пострадают в первую очередь туристы.
    По этому пункту закона хочется напомнить слова нашего Премьера Д.А.Медведева – «Вообще надо, чтобы наши органы власти перестали «кошмарить» бизнес».

- Так каков же будет окончательный вариант Закона? Уж очень много у разных участников туррынка мнений и поправок, часто – взаимоисключающих друг-друга...

- В завершении хочу остановиться на позитивных моментах и обратить внимание, что это не окончательный вариант Закона, он будет дорабатываться, предстоят ещё рассмотрения в обеих Палатах Парламента, одобрение нашего Президента.

Со своей стороны хочу отметить, что принимающие непосредственное участие в подготовке Законопроекта Заместитель министра культуры Манилова А.Ю., ДиректорДепартамента туризма и региональной политикиЯрилова О. С., Советник Министра Культуры Корнеев С. Е., Врио Руководителя Ростуризма Сафонов О.П., Председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы Шпилько С.П., Вице-президент Российского Союза Туриндустрии Барзыкин Ю. А.уважаемые профессионалы в своём деле, и поэтому есть надежда и уверенность, что в конечном итоге принятые изменения в законодательстве позволят сделать рынок цивилизованным, прозрачным и надежным для потребителя. На туррынке будет соблюдён баланс интересов туроператоров, турагентов и туристов. Налажен контроль за отраслью со стороны Госорганов, а сама туристическая отрасль будет признана социально-значимой и получит достойный статус и место среди отраслей создающих ВВП страны. И самое главное, что принимаемые меры позволят навсегда исключить ситуацию лета-осени 2014 с банкротствами туроператоров и потерей туррынком доверия среди туристов.


Последние новости по России

Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!