Музеи попытаются привлечь туроператоров
02.06.2012  10:58 5398

Музеи попытаются привлечь туроператоров

Международный фестиваль музеев «Интермузей 2012» стартовал в пятницу в Доме художника в Москве. У этого, четырнадцатого по счету фестиваля, «специфическое» лицо – как ожидается, одной из главных тем на нем станет проблема взаимодействие музеев и турбизнеса. Примечательно, что эта тема предметом внимания музейного сообщества становится впервые. Эксперты турбизнеса считают, что тема эта крайне актуальна, причем как для въездного, так и для внутреннего туризма.

В фестивале принимают участие более 150 музеев России и стран СНГ. В оргкомитет фестиваля в этом году вошли представители мэрии Москвы, страховщиков, Федерального агентства по туризму, а также различных межведомственных организаций.

В целом фестиваль преследует ту же цель, что и «магистральная» федеральная программа – развитие внутреннего и въездного туризма в России, в частности – культурного туризма. «Миссия проекта - стимулировать развитие музеев России, и хотя фестиваль «Интермузей» пройдет уже в четырнадцатый раз, проблема «Музеи и туризм: интеграция музеев в туристическую индустрию» впервые станет главной темой обсуждения», - так определила в интервью РИА Новости основные цели фестиваля исполнительный директор проекта Галина Зайцева.

Планируется, что помочь российским музеям набраться опыта, познакомить их с мировыми проблемами и мировым же опытом привлечения туристов помогут представители ведущих мировых музеев и музейных организаций: президент Международного совета музеев (ICOM, International Council of Museums) Ганс Мартин Хинц (Германия), член исполнительного совета ICOM Карлос Роберто Ф. Брандау (Бразилия), руководители и представители крупнейших музеев Германии, Великобритании, Финляндии, Голландии, Норвегии и Португалии. В этой международной части также планируется познакомить российских музейщиков с опытом взаимодействия сферы наследия и туристической индустрии в зарубежных странах, с «положительным мировым опытом», как определила Галина Зайцева.

Увы, на текущий момент российские туроператоры оценивают перспективы сотрудничества с музеями как маловероятные. Во-первых, эксперты отмечают незаинтересованность самих музеев в сотрудничестве с турбизнесом. Для начала, их непросто найти – даже в Москве исчезающе мало указателей на русском и английском языках. Однако даже организованной группе попасть в музей непросто. «Парадоксально, но сейчас музеи становятся практически недоступными для представителей турсферы, ведь существует жесткий лимит на экскурсии с экскурсоводом, и они быстро распределяются по квотам, например, среди школ», - отметила Людмила Сысойкина, замдиректора компании «Солвекс-Трэвэл». Наконец третья и основная проблема взаимодействия сектора турбизнеса и музеев – качество. «Для того, чтобы привозить иностранных туристов в наши музеи, их уровень должен быть не ниже европейского», - заявила корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Татьяна Ванд, гендиректор компании «Ванд Интернешнл». Увы, современные музеи вызывают сомнения с своем качестве. «Давно пора установить на входе в музеи стеклянные кабинки, продавать билеты через автоматы и обучить персонал элементарным правилам этикета. Мой знакомый турист из Франции пожаловался, что в Эрмитаже не могут элементарно стереть пыль с экспонатов», - отметила эксперт. «Кроме того, должна быть разработана строгая система контроля, чтобы не повторилась ситуация с фондом Сороса, когда все колоссальные вложения фонда в возрождение культурного наследия малых городов России были, мягко говоря, спущены в трубу. Необходима поддержка на государственном уровне», - подвела итог г-жа Ванд.

Впрочем, не все туроператоры видят в текущей системе взаимодействия между музеями и турбизнесом проблемы. Однако при увеличении турпотока, о котором заявляют власти, проблемы неизбежно появятся. «Сейчас концептуальный проблем с музеями я не вижу. Однако, если въездной турпоток в России увеличится в 2-4 раза, то наши музеи фактически захлебнутся. Это проблема, причем большая. А если увеличится и внутренний турпоток, то ситуация усугубится ещё больше. А ведь наши туристические власти как раз и ставят своей целью такое увеличение турпотока», - отметил Сергей Войтович, гендиректор туркомпании «Свой ТТ».

Автор: Ирина Архарова Ирина Архарова

Подписаться на новости