Туристам вернут деньги за опасный отдых согласно приказу «666»: все расходы «повесили» на туроператоров

Петр Борисов, Ирина Архарова
08 Авг 12 5532 3
Туристам вернут деньги за опасный отдых согласно приказу «666»: все расходы «повесили» на туроператоров
Туристам вернут деньги за опасный отдых согласно приказу «666»: все расходы «повесили» на туроператоров

Подпишитесь на туристические новости:

Широкий отклик в российской прессе нашла в среду статья «Российской газеты» под заголовком «И жизнь, и кошелек. Туристы смогут вернуть деньги за путевку в опасную страну», в той или иной мере перепечатанная сотней СМИ. По данным издания, согласно новому приказу Минкульта РФ, теперь туристы будут получать информацию об угрозах безопасности здоровью и жизни, которые могут возникнуть в поездке, после чего они смогут претендовать на возврат денег за путевку. Впрочем, как пояснили корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» в Ростуризме, принципиально нового данный приказ во взаимоотношения между турфирмами и туристам не внёс, а лишь их формализовал согласно новой редакции закона о туризме. При этом новый приказ, получивший зловещий номер «666», оставляет без внимания главный вопрос: откуда туроператорам брать деньги для возврата желающим аннулировать свои туры.

Так, теперь Ростуризм будет обязан информировать российских туристов об угрозах здоровью и жизни, которые могут возникнуть в конкретной стране. После этого туристы смогут претендовать на возврат денег за приобретенный тур. Такое правило определено Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по туризму (Ростуризм) госуслуги по информированию туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности в стране временного пребывания, содержащимся в приказе Министерства культуры Российской Федерации от 27 июня 2012 года за N 666. «Все виды чрезвычайных ситуаций объединены в четыре группы и подразделяются на угрозы чрезвычайного, техногенного, природного и социального характера. Для того чтобы проинформировать о них отдыхающих, оформляется решение органов госвласти. Это может быть рекомендация МИД о нежелательности въезда в ту или иную страну или указ президента о проведении контртеррористической операции. Основанием может стать и карантин, объявляемый Роспотребнадзором», - сообщил газете Евгений Писаревский, замруководителя Ростуризма.

В итоге информацию о возможных угрозах Ростуризм будет публиковать на своем официальном сайте и через государственные электронные и печатные средства массовой информации. Дополнительно эти сведения будут сообщаться туроператорам и турагентам. Вместе с обнародованием приказа начнет работу и «горячая линия» по поддержке туристов.

Впрочем, ничего принципиально нового данный регламент туррынку не дал, как не ответил он и на крайне злободневный вопрос – откуда туроператорам брать деньги для возврата желающим аннулировать свой тур. Тем более, что печальный опыт существования авиакомпаний и страховщиков за счет турбизнеса недавно уже был: после запрета на отправку туристов в Египет в феврале прошлого года, перевозчики ещё некоторое время продолжали летать в Хургаду и Шарм Эль Шейх, требуя с туроператоров оплату за пустые блоки мест, а страховые компании отказывались компенсировать аннулированные туры, утверждая, что такие случаи не подпадают под действие фингарантий. И это не говоря про местных хотельеров, многие из которых так и не вернули туроператорам внесенные депозиты и предоплаты. Похожая ситуация сложилась осенью прошлого года во время наводнения в Бангкоке. Пока никакие нормативные документы внутри страны, а также межправительственные соглашения со странами массового туризма такие случаи не регулируют.

«В принципе, никаких значительных изменений в регламент не внесено, он просто приведен в соответствие с новым законом. В части обеспечения безопасности туриста всё остается прежним. Мы как оповещали туристов о возникновении чрезвычайных ситуаций в той или иной стране, так и будем оповещать их на своем сайте и через СМИ. Как и раньше, если турист не получил туруслугу в связи с форс-мажором – он имеет право вернуть себе сумму, которую он уплатил туроператору. Дальше два варианта – либо добрая воля туроператора по возмещению затраченных средств, либо взыскание их в судебном порядке», - рассказала корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Ирина Щеголькова, руководитель пресс-службы Ростуризма. При этом в Ростуризме соглашаются, что если туроператор оплатил для туриста билет в авиакомпании, и эта услуга не оказана, то перевозчик должен турфирме деньги вернуть. Однако как повлиять на авиакомпании в Ростуризме пока не знают. «Очевидно, что для туроператоров такие ситуации несут огромный финансовый риск, в случае форсмажора турфирмы неизбежно страдают. Но, к сожалению, у Ростуризма нет полномочий регулировать взаимоотношения между турфирмой и перевозчиком. Пока мы можем лишь рекомендовать им пойти навстречу», - пояснила Ирина Щеголькова.

Согласны с этим и юристы – пока российские нормы и правила в экстренных ситуациях предлагают туроператорам поступать согласно поговорке «спасение утопающих дело рук самих утопающих». «Действительно, ничего принципиально нового в приказе нет. Все эти нормы, определяющие возможность аннуляции туров, содержались в ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности» ещё в редакции 2007-го года. Хотя возможно туристам теперь станет чуть проще доказать наличие соответствующих обстоятельств. Не изменит новый приказ и взаимоотношения турбизнеса с перевозчиками – закон обязывает турфирмы осуществлять возврат денежных средств, при этом о соответствующей обязанности перевозчиков в нём ничего не говорится», - пояснил Александр Байбородин, руководитель претензионно-искового отдела юридического агентства «Персона Грата».

Это точно интересно:
Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!