Северная Корея делает ставку на международный туризм

Всеволод Кораблев
Отель Кемпински в Пхеньяне
Отель Кемпински в Пхеньяне

Подпишитесь на туристические новости:

Страна-отшельник (один из ее имиджей на мировой арене), Корейская народно-демократическая республика в среду объявила об очередной «большой борьбе» за светлое будущее, на сей раз, своего туризма, который в предстоящие годы должен стать ведущей отраслью национальной экономики. Информация поступила по каналам государственного новостного агентства KCNA.

Управление своей туристической индустрией Северная Корея поручила целому ряду отраслевых ведомств, среди которых KITC (Международная туристическая компания Кореи), KISTC (Корейская международная компания спорта и туризма) и KIYTC (Корейская международная компания молодежного туризма). Понятно, что любая туристическая деятельность жестко контролируется государством, что в какой-то степени объясняет дефицит туристов в этой стране. Ежегодно сюда приезжают 3-4 тысячи путешественников с Запада и многотысячная армия гостей из Азии.

Под контролем не только отрасль как таковая, но и каждый отдельно взятый турист. Приезд в Северную Корею разрешается только в составе организованных групп под руководством экскурсовода, которому строго-настрого приказано сопровождать иностранцев чуть ли не в туалет, а если серьезно – состоять при них двадцать четыре часа в сутки. В июне 2011 года КНДР открыла северный КПП на границе с Китаем. С тех пор граждане Поднебесной имеют беспрепятственный доступ верхом на собственных велосипедах в Луо. Крошечная приграничная территория на северо-востоке принимает китайских туристов, которые имеют право самостоятельно перемещаться по ее земле, общаться с местными жителями и даже делать фотографии. Аналитики уже назвали решение КНДР первой ласточкой на пути экстенсивного развития туризма  в этом регионе.

Цензура всегда была «коньком» северокорейского государства. К туристам с фото- и видеокамерами, а также любителям поболтать о том - о сем с местными жителями, это относилось и относится в первую очередь. Правда, в последнее время, как об этом можно судить по фотографиям в Интернете и комментариями там же тех, кто побывал в КНДР, последние несколько лет государство чуть-чуть ослабило вожжи. К примеру, начиная с января 2013 года иностранцы, желающие воспользоваться международной телефонной связью, могут приобрести СИМ-карты в аэропорту Пхеньяна.

В интервью агентству KCNA руководитель Международной туристической компании КНДР Жо Сонг Гу назвал «блестящими» перспективы национального туризма, добавив, что Северная Корея обладает «неистощимым ресурсом туристических объектов и направлений». Он также рассказал о планах государства открыть в самое ближайшее время регулярное авиасообщение между Пхеньяном, Небесным озером (озеро Тяньчи) и Вонсаном, чтобы возить своих и иностранных туристов. Увеличится число рейсов, связывающих Корею с китайскими городами, от Пекина до Шанхая и Яньцзи. «Гражданская авиация будет возить к нам туристов из Юго-Восточной Азии и Европы»,- не без хвастовства сообщает Ги. «Пусть глазеют»,- мечтательно продолжает он, переключаясь на рассказ о Маеку и Чилбо. К предгорьям этих возвышенностей туристы (свои и чужие) смогут добираться по воздуху.

Похоже, корейский босс замахнулся очень высоко. Обещает, что в каждой провинции появится свободная экономическая зона, обслуживающая конкретное туристическое направление. Все гостиницы Пхеньяна ждет глобальная реконструкция и «приведение в соответствие с мировыми стандартами». Появятся финтес- и сервис-центры, сувенирные лавки и магазины дьюти-фри для туристов.

«Мы  будем выдавать иностранцам лицензии, позволяющие начать собственное дело или открыть СП, чтобы инвестировать в туриндустрию и развитие экономических зон. Речь идет о строительстве отелей, открытии торговых учреждений и других элементов туристической инфраструктуры»,- говорит Ги, под «мы» имея в виду государство, которое с позиций наибольшего благоприятствования будет относиться с зарубежным инвесторам. А они рано или поздно (в этом он уверен) придут в Северную Корею. «Чем раньше, тем лучше для них самих и их активов». Особую заинтересованность КНДР проявляет в отношении девелоперов, специализирующихся на строительстве туристических комплексов и курортов, а также управлении отелями и ресторанами.

Никогда ранее официальный Пхеньян не был замечен в столь откровенном и прямолинейном диалоге на тему делающей первые шаги туриндустрии. Но в последние несколько лет страна сделала определенные шаги, чтобы удержать на плаву свой туризм. Увы, провальные, в большинстве своем.

В ноябре прошлого года, как гром среди ясного неба, прозвучало заявление бренда «Кемпински», пообещавшего к концу 2013 года открыть отель на 100 номеров в самом высоком небоскребе Северной Кореи. О том, что здесь когда-то располагался отель «Ryugyong», сегодня повествуют только развалины. В нынешнем апреле, стоило на Корейском полуострове «запахнуть жареным», когда северяне и южане всерьез заговорили о вооруженном противостоянии, руководство «Кемпински» спустилось на грешную землю и заявило о выходе из проекта. Очередное заявление, впрочем, было воспринято аудиторией гораздо более сдержанно.

Видать, хвастунов и хвастунишек и в «Кемпински» хватает. Чего стоит хотя бы заявление директора китайского подразделение бренда Михаэля Хенслера, сообщившего в декабре журналистам «International Business Times» о том, что пятизвездочный «Кемпински» будет «полностью соответствовать мировым стандартам». Это значит, что в нем появятся пять ресторанов, СПА-комплекс, бизнес-центр, бальная зала, магазины и даже театрально-художественные центр с подмостками и кинотеатром. Одно до сих пор непонятно: этот, с позволенья сказать «Отель моей мечты», он так и останется в мечтах, или Пхеньян всерьез намерен открыть его, без участия зарубежного партнера?

Но и без сомнительного проекта по возрождению отеля «Ryugyong» Северная Корея не раз и не два терпит фиаско в туризме. Одним из первых «люкс»-проектов в стиле «нью-васюки» стал широко разрекламированный круизный заплыв из порта Разон на северо-востоке страны к живописным курортным окрестностям горы Кумгань (2011 г). Мало того, что Разон к тому времени давно уже утратил право именоваться портом в современном смысле этого слова, так и сам корабль оказался не более чем, проржавевшим корытом. Этому «с носа пар, колеса сзади» Совбез ООН не пожалел специальной санкции, строжайше запрещающей ему на пушечный выстрел приближаться к японским берегам. Покатав представителей мировых СМИ, эта «севрюга» сделала всего  два рейса, как об этом рассказывает Тэд Фэррел из  NK News.

Из последних новостей от агентства KCNA обращает на себя внимание план Ким Чен-Ына по строительству горнолыжного курорта «мирового уровня». Не исключено, что очередное благое намерение продиктовано желанием утереть нос соплеменникам с юга. Известно, что в 2018 году Южная Корея будет хозяйкой Зимней Олимпиады. В любом случае, холмы, окружающие с востока Пхеньян, ничем не уступят тем, что окружают столицу Олимпиады-2018 город Пхенчхан. Вопрос на засыпку: как и где Северная Корея сможет закупить все необходимое оборудование, включая подъемники, если для этого придется нарушить очередную санкцию ООН, действующую в отношении торговли элитными товарами с КНДР.

Пока из Северной Кореи доносятся громогласные обещания типа «мы на горе всем буржуям…» возродим из небытия национальный туризм, статистика неумолимо свидетельствует обратное. В прошлом году в КНДР побывали всего 4 тысячи западных туристов и 20 тысяч туристов из Китая. Последние не задерживались здесь больше 48 часов. Что касается европейцев и американцев, то они, как правило, приезжали в составе организованных групп от таких агентств, как  «Young Pioneer Tours» и «Koryo Tours», и каждую встречал и сопровождал специальный представитель, следивший за тем, чтобы иностранцы не общались с людьми на улицах и в других местах.

Надо, впрочем, признать и тот факт, что въездной турпоток идет в гору. В июльском интервью изданию  IBTimes директор по международному туризма Young Pioneer Tours Крис Уайт подтвердил «корейский парадокс»: с ростом напряжения на полуострове (который наблюдался в этом году) интерес к Северной Корее только усиливается, о чем свидетельствует число приобретенных путевок. Оно удвоилось относительно 2012 года. По словам Ника Боннера из «Koryo Tours», которая обеспечивает половину туров в КНДР для граждан западных стран, его статистика также пошла в плюс, начиная со второго полугодия 2013 года.

Как говорит Уайт, «люди теперь лучше осведомлены о том, что КНДР открыта для туристов, и проявляют неподдельный интерес к этой стране». Северная Корея снимает очередной засов, так что популярность туров, уверен Уайт, будет расти, а турпоток достигнет заоблачных показателей. 

В этом же ключе мыслит и Боннер, который считает, что туристы по-прежнему воспринимают Северную Корею как безопасное направление и отдают ему предпочтение в выборе места отдыха или путешествия. Он же, впрочем, предостерегает от ложной эйфории: несмотря на рекордные для страны показатели въездного турпотока в период Народных игр нынешнего июля, «с точки зрения мировой практики, северокорейский туризм по-прежнему находится в нижней точке с 2 тысячами западных туристов, побывавших в стране в это время».

В прошлом году, обуреваемые страстью по гангаму в Южную Корею примчались 11.1 миллионов иностранных туристов. Никто не возбраняет северянам совершить аналогичный «полет на Луну».

Это точно интересно:
Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!