Бизнесу не хватает открытого неба: зарубежные командировки восстановились лишь на 12%

Эксперты компании «Аэроклуб», лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика IT-решений для индустрии, провели исследование бронирований авиабилетов за рубеж представителями бизнеса за первое полугодие 2021 года, сравнили их с «доковидными» показателями и выяснили, с какими странами удалось сохранить деловые связи, а какие по-прежнему остаются закрытыми для деловых путешественников, несмотря на восстановление авиасообщения.

По данным исследования, доля перелетов за рубеж сократилась с 21% в «доковидном» 2019 году до 5% в 2021. При этом число бронирований достигло лишь 12% от объемов 2019 года, а чаще всего в 2021 году представители бизнеса путешествовали в страны ближнего зарубежья. 

Самым востребованным направлением у деловых путешественников в 2021 году стал Казахстан, ранее занимавший третью строчку рейтинга. Однако несмотря на наличие прямого авиасообщения и свободный въезд для россиян, количество перелетов в эту страну составило лишь 27% от объемов 2019 года. На второй строчке топ-направлений – Белоруссия, в «доковидный» период занимавшая шестую позицию среди зарубежных направлений. При этом сохранявшийся до недавнего времени статус одного из самых популярных транзитных хабов не помог Белоруссии «отыграть» и четверти объемов 2019 года – на ее долю пришлось лишь 22% от «доковидных» показателей. Наиболее значительный рост спроса продемонстрировал Узбекистан, рейсы в который Россия восстановила в апреле 2021 года: в качестве промежуточной точки маршрутов бизнес-путешественников страна переместилась с 17-й строчки на третью, потеряв лишь 46% от 2019 года. При этом 40% командировок в Узбекистан сегодня приходится на финансовые и консалтинговые компании. 

Вновь введенные ограничения на авиасообщение с Турцией не помешали стране подняться на четвертое место с восьмого: спрос на это направление составил 20% от объемов 2019 года. Италия, несмотря на отсутствие прямого авиасообщения, потеряла лишь одну строчку и заняла пятое место по популярности, при том что спрос на это направление составил 13% от показателей 2019 года. Чаще всего в 2021 году это направление для командировок выбирали представители ритейла и компании, специализирующиеся на продаже предметов роскоши (82%). Армения, открывшая свои границы для россиян с февраля 2021 года, переместилась с 16-го на шестое место. Спрос на перелеты в эту страну у деловых путешественников составил треть от «доковидных» показателей. За счет восстановления авиасообщения еще в сентябре 2020-го и отсутствие ограничений на въезд значительно вырос спрос у представителей бизнеса на перелеты в ОАЭ: с 24 места эта страна переместилась на седьмое. При этом падение спроса относительно 2019 года составило лишь 52%. Хотя между Россией и Украиной нет прямого авиасообщения, страна поднялась с «доковидного» 20-го места на восьмое, а объем спроса составил почти треть относительно показателей 2019 года. Франция, занимавшая ранее вторую строчку в рейтинге, сохранила лишь 5% спроса на авиабилеты, опустившись на девятую строчку. Замыкает десятку топ-направлений за рубежом Индия – страна, которая ранее не входила даже в топ-20 направлений у российского бизнеса, до обострения ситуации с коронавирусом была открыта на въезд для деловых путешественников, несмотря на отсутствие официального авиасообщения с Россией. Спрос на это направление относительно 2019 года составил 22%.

Эксперты отметили, что значительнее всего пострадал спрос на авиабилеты в Германию. Ранее на это направление приходилось 12% всех зарубежных перелетов российского бизнеса, что гарантировало стране первую строчку в рейтинге. Сегодня спрос составляет 2% от объемов 2019 года, таким образом, страна переместилась лишь на 13-е место среди бизнес-направлений. США с пятого места в 2019 году упали на 12-е, а спрос деловых путешественников на командировки в эту страну составил лишь 4% от показателей 2019 года: сказывается отсутствие прямого авиасообщения, даже несмотря на отсутствие запрета на въезд в страну россиян при наличии у них визы. При этом наличие прямых рейсов никак не способствует восстановлению потока деловых путешественников в Великобританию: по итогам первого полугодия 2021 года спрос бизнеса на это направление достиг лишь 4% от показателей 2019 года, в связи с чем страна опустилась в рейтинге с девятого места на 18-е. Число командировок в Испанию упало до 2% от объемов 2019 года, таким образом, с седьмой строчки эта страна переместилась на 23-ю. 

«Сокращение доли зарубежных направлений на 16% говорит о том, что доступных на сегодня рейсов недостаточно для полноценного восстановления командировочной активности бизнеса. В ряде случаев «открытые» страны лежат за пределами интересов корпораций, такие как, например, Танзания или Сейшелы. Нередки ситуации, когда формально авиасообщение восстановлено, однако действуют серьезные ограничения на въезд россиян, как, например, в Германии или Швейцарии, что наличие перелетов не сильно сказывается на восстановлении потока бизнес-путешественников. И, наконец, третий случай, знакомый нам по Украине или Грузии, – когда страна готова нас принимать, однако прямое авиасообщение отсутствует. Сложившаяся ситуация серьезно усложняет логистику, приводит к дополнительной консалтинговой нагрузке на агентства и «поднимает» в рейтинге направлений те страны, которые сами по себе не являются пунктом назначения для бизнес-путешественником, но оказываются для них единственно возможным пересадочным хабом», – поделилась Юлия Липатова, управляющий директор компании «Аэроклуб».

Чаще всего в зарубежные командировки, так же как и в 2019 году, отправлялись сотрудники добывающих, обрабатывающих и энергетических компаний – в 2021 году на них приходится 22% всех авиабилетов по зарубежным направлениям. Вторую строчку сохранили за собой представители ИТ- и телеком компаний: однако объем их перелетов относительно «доковидного» периода составил лишь 12%. Компании, обеспечивающие поставку и ремонт технологического оборудования, с пятого места в 2019 году переместились на третье. Финансовые и консалтинговые компании стали на 81% реже отправлять своих сотрудников в зарубежные командировки, а фармацевтические компании сократили поездки за рубеж на 94%.

Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!