ТЕМЫ ДНЯ:

Новости по СТРАНАМ: все Новости по ТЕМАМ: все

Адвокат: как вернуть деньги за авиабилеты, если а/к отказывается отдавать?

08 Апр 20 1642

Авиакомпании, вынужденные из-за закрытия границ и катастрофического падения спроса приземлить почти весь свой авиапарк, оказались в бедственном положении: оборотных денег больше нет, а за проданные вперёд авиабилеты пассажиры хотят получить деньги обратно. И это логично - многие остались без работы или с сокращённой зарплатой, а значит деньги за аннулированные авиабилеты лишними точно не будут.

Однако перевозчики всеми силами пытаются оставить эти деньги у себя, суля различные бонусы, ваучеры, промокоды и т.п. «печеньки». Например, всем известный лоукостер «Победа», ранее ставший печально знаменитым своей борьбой с «излишками» ручной клади пассажиров и взиманием денег за посадку рядом членов одной семьи, теперь пытается не допустить возврата пассажирами денег за отменённые рейсы. «Клиенты получат подробную инструкцию в Личном кабинете вместе с промокодом на скидку 10% для будущего перелёта. Средства в личном кабинете можно будет потратить до 1 июня 2021 года на любой рейс «Победы». Если же до этого срока они не будут израсходованы, то автоматически вернутся на банковский счет клиента. Если у клиента нет личного кабинета, мы сами его создадим и пришлём ссылку на почту, указанную в бронировании», - поясняет «Победа».

Тем не менее, юристы полагают, что пассажирам всё же стоит побороться за возврат денег здесь и сейчас, а не когда-то потом, тем более многим эти деньги нужна сейчас, а «потом» эти деньги вообще могут обесцениться. «С большой долей вероятности пассажиры авиакомпаний вполне могут вернуть себе стоимость несостоявшейся услуги. В зависимости от нюансов, возможно удастся вернуть не полную сумму, а за вычетом фактически понесенных авиакомпанией расходов. Тем не менее, даже эти деньги для многих лишними не будут», - пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» адвокат Димитрий Морозов, более 15 лет защищающий интересы туристов и турагентов.

Вместе со своим коллегой адвокатом Олегом Бауковым, юристы пояснили шаги, которые пассажиры должны предпринять, чтобы вернуть деньги за авиабилеты.

  1. Все возвраты всегда начинаются с ЗАЯВЛЕНИЙ. Пассажиру необходимо написать в авиакомпанию заявление, в котором указать, что он не можете воспользоваться купленным авиабилетом в связи с ситуацией с коронавирусом. Это крайне важный шаг - грамотно аргументировать необходимость возврата денег за авиабилет. Чтобы вам не пришлось сочинять такое Заявление или искать образец в интернете среди множества юридически безграмотных шаблонов, Адвокаты Морозов и Бауков подготовили для вас два профессионально составленных Заявления в зависимости от вашей ситуации (стоят они недорого и доступны для скачивания по указанным ниже ссылкам):
    • Заявление на возврат денег за авиабилет при аннуляции рейса по инициативе АВИАКОМПАНИИ из-за коронавируса - СКАЧАТЬ;
    • Заявление на возврат денег за авиабилет при аннуляции рейса по инициативе ПАССАЖИРА из-за коронавируса - СКАЧАТЬ.
  1. Заявление надо:
    • заполнить и подписать (можно воспользоваться электронной подписью);
    • сделать фотографию или скан заявления и прилагаемых документов;
    • направить заявление заказным письмом. Для того, чтобы отправить заявление, можно воспользоваться, например, «Почтой России» или направить его по электронной почте на адрес авиакомпании. Кстати, «Почта России» теперь предоставляет сервис отправки заказных письме, оформляемых онлайн. В случае, если авиакомпания принимает претензии по электронной почте и об этом есть подтверждение, например на их сайте, то вполне уместно будет направить как раз по электронной почте.
  1. С большой долей вероятности авиакомпания предложит пассажиру перенести дату авиабилета на более поздний срок. В таком случае есть три выхода:
    1. судиться: нужно понимать, что потребитель вправе требовать возврата причитающихся по закону ему денежных средств (полностью или за вычетом фактически понесенных расходов), а так же неустойки, штрафа и компенсации судебных расходов. Также можно требовать и компенсации морального вреда за просрочку возврата средств, хотя по опыту судебных дел она, скорее всего, будет иметь символический размер и присуждается на усмотрение суда.
    2. жаловаться в один из трех международных Альянсов - «Star Alliance», «Oneworld» или «SkyTeam»: большинство перевозчиков входят в один из этих трех мировых альянсов авиакомпаний - если ваш перевозчик там значится, то стоит попробовать отправить обращение с копией ранее отправленного Заявления, ответом авиакомпании и изложением своей ситуации в этот альянс. Уже известны случаи, когда эти организации рекомендовали своим членам произвести полный возврат стоимости невозвратных билетов и это выполнялось.
    3. попытаться произвести возврат платежа, сделанного за авиабилет с помощью чарджбека.

Чарджбэк означает «возвратный платёж» или процедуру опротестования проведённой транзакции, говоря простым языком, чарджбэк – это возможность для клиента вернуть деньги в досудебном порядке.

Как происходит чарджбэк? Процедура следующая:

  1. держатель карты инициирует отмену произведённого им платежа посредством подачи письменного заявления на чарджбэк в свой банк-эмитент, в котором указывает причину, почему он считает операцию недействительной, прилагая все имеющиеся по этой операции документы (чеки, счета, переписку - правильно оформленное ЗАЯВЛЕНИЕ и ответ на него будут для банков крайне важны);
  2. банк-эмитент регистрирует заявление, присваивает ему идентификационный номер и передаёт эти сведения в МПС (Международную Платёжную Систему - Visa или MasterCard) с требованием о списании означенной суммы со счёта продавца в рамках чарджбэка, интересы которого представляет банк-эквайер, и её возврате покупателю;
  3. МПС, выступающая в роли арбитра, передаёт данную претензию банку-эквайеру, в сложных случаях проводя арбитражное разбирательство;
  4. банк-эквайер направляет запрос продавцу с требованием предоставить комментарии по претензии;
  5. на основе предоставленных комментариев принимается решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении требований по чарджбэку;
  6. в некоторых случаях, когда покупателем предоставлены документы, стопроцентно подтверждающие факт нарушения прав потребителя или сторона-ответчик игнорирует запросы МПС, списание суммы чардбэка производится со счёта продавца принудительно или безакцептно (без распоряжения и комментариев с его стороны).

При этом «времени на раздумья» у туристов и пассажиров более чем достаточно: для банковской карты, выпущенной Visa, срок чарджбека составляет 180 дней, для MasterCard - 120 дней. А в целом максимальный срок инициации чарджбека правилами ограничен в 540 дней с момента проведения перевода!!!

Обратите внимание, что все четыре способа возврата денег - 1) требование напрямую к авиакомпании, 2) иск в суд, 3) помочь международного альянса, куда авиакомпания входит, 4) чарджбэк через банк и МПС - все они требуют грамотно составленного ЗАЯВЛЕНИЯ на возврат денег - без него «вытащить» свои кровные вряд ли получится. Скачать готовые варианты таких заявления и претензий можно по ДАННОЙ ССЫЛКЕ в магазине документов shop.tourprom.ru.

➔ Смотрите новости на смартфоне? Подпишитесь на новости туризма от Турпрома в Google News: это свежие идеи для путешествий, туристические новости и подборки по распродажам туров и авиабилетов! Либо подпишитесь на канал туристических новостей на ЯНДЕКС.ДЗЕН ← для этого кликните тут!


Последние новости по России

Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!