Дешевые авиабилеты онлайн

 

Путевая заметка Николай Кофырин «Судьба Греции в твоей судьбе»

Автор: Николай Кофырин
[ читать все путевые заметки (84) в блоге автора ]
Комментариев: . оставить свой комментарий



Опубликовано: 27.12.2013 12:41
Рейтинг: 0
Комментариев:
Просмотров: 1684

Судьба Греции в твоей судьбе - Афины Микены , Греция - туристический блог


Этот рассказ о стране: Греция 
города (курорты) : Афины  Микены 


ГРЕЦИЯ В ТВОЕЙ СУДЬБЕ

Микены находятся в 90 км от Афин. В древности здесь жили ахейцы. В 1600-1510 гг до н.э. Микены были самым могущественным городом-государством на Пелопоннесе. Греки считали, что сын Зевса Персей возвёл их с помощью циклопов. В этой крепости около 1350 г до нашей эры жили микенские цари, ремесленники и художники. Но в древности, как гласят легенды, здесь произошла страшная трагедия.

Наверное, все смотрели фильмы «Троя» и «Одиссея». Центральное место в фильме занимает царь Агамемнон – предводитель греков. Агамемнон прославился не только тем, что победил Трою, но и тем, что был убит по возвращении домой с Троянской войны своей женой Клитемнестрой.

Когда я ходил по музею в Микенах, мне было не интересно, из каких чаш пили древние ахейцы. Меня гораздо больше интересовали подлинные причины Троянской войны и мотивы убийства царя Агамемнона его собственной женой.

На мой взгляд, всемирная история — это прежде всего судьбы людей, и интересует она меня лишь постольку, поскольку помогает понять собственную жизнь в череде других жизней, которые были до и будут после меня.

Однако можно ли представить историю как некую сумму миллиардов человеческих судеб? Нет, конечно. Даже квинтэссенция человеческой мудрости не позволяет понять этот сплав индивидуального опыта. Не есть ли история одна и та же жизнь в неповторимых вариациях, повторяющаяся миллиарды раз: рождение — надежды — разочарования — страдания — смерть?

Агаме́мнон — в древнегреческой мифологии царь микенский, сын микенского царя Атрея  и один из главнейших героев древнегреческого национального эпоса — «Илиада» Гомера. После убийства его отца племянником Эгисфом, Агамемнон вместе с братом бежал в Спарту. В Троянскую войну Агамемнон руководил объединённым войском греков.

Если судить по «Илиаде» Гомера, Агамемнон привёл под Трою 100 кораблей. Самолично убил 11 троянцев. После победы в Троянской войне Агамемнон вернулся на родину с Кассандрой – одной из дочерей Приама (царя Трои), взятой в добычу.

Злой рок преследовал весь его род, начиная с родоначальника Тантала и заканчивая самим Агамемноном и его детьми — Ифигенией и Орестом.

Отец Агамемнона Атрей навлёк на себя гнев богов, приказав убить детей своего брата, изжарить их и подать брату на ужин. Преступление отца навлекло проклятие на его потомков.

Когда царь Агамемнон возвратился с победой в Троянской войне и застал свою жену Клитемнестру с любовником Эгисфом, то был убит по приказу своей жены, по одним источникам, ею самой, по другим источникам (по Гомеру) – любовником Эгисфом. Убита была и Кассандра.

Чтобы отомстить за гибель отца, Орест по настоянию сестры Электры убил свою мать.

Казалось бы, что мне до тех миллиардов людей, которые жили тысячелетия до меня и будут жить после. Каждому живущему человеку важен прежде всего тот временной отрезок человеческой истории, который составляет его жизнь. В нее не может уместиться весь опыт предыдущих поколений, ведь жизнь человека это как бы история, начатая сначала. Да, есть опыт предков, но я хочу сам разобраться, что в нем мне необходимо, а что нет. Ведь невозможно, на самом деле, жить, лишь реализуя чужие сентенции, даже если они принадлежат мудрецам. И опять же, не в накоплении знаний, а в их использовании заключен смысл познания. Иначе зачем нам новые открытия, если они не делают жизнь лучше? К тому же, если почитать древних мудрецов, написанное ими настолько совершенно, что, казалось бы, внедряй их рекомендации — и жизнь сразу улучшится.

 

Софокл – древнегреческий поэт-драматург, ученик великого Эсхила, считал, что человек сам определяет свою судьбу. Боги позволяют людям самим сделать свой выбор и отвечать за последствия своих действий, что в конце концов влияет не только на их судьбы, но и на судьбы окружающих их людей.

 

Но чужой опыт никого не учит. Сокровища мудрости лежат на книжных полках, а люди предпочитают руководствоваться лишь тем знанием, которое проверили на собственной шкуре.

То, что мы видим вокруг и что происходит с нами, более чем что-либо убеждает нас в том, как развивались события в давние времена, побеждает добро или зло, и способно ли что-либо победить, торжествует ли истина в борьбе с неправдой, и возможно ли вообще изменить жизнь к лучшему. Я убежден: история человечества заключена в нашей собственной жизни, и потому ответить на вопрос о сути всемирной истории можно, проанализировав окружающую действительность.

 

Знаменитый археолог Генрих Шлиман прочёл у Гомера о царе Агамемноне и его войске, сражавшемся против Трои, и решил найти прародину античного героя. Опираясь лишь на текст «Илиады», Шлиман осуществил невозможное – в 1876 году нашел (как он считал) гробницу легендарного микенского царя. Сегодня доказано, что она не принадлежала Агамемнону, но тем не менее это открытие одно из самых значительных на территории Греции.

 

Направо от входа в крепость, под массивными плитами, находятся гробницы, где Шлиман нашёл более 15 кг золота. Этот клад – гордость Национального археологического музей в Афинах. Золотая маска и золотые ножны царя. Сокровищница Атрея – большая сводчатая усыпальница. Ахейцы укладывали кольца свода одно на другое, и каждое последующее было немного меньше предыдущего, что и придало ему необычайную прочность.

 

Когда я слушал экскурсовода в археологическом музее в Микенах, невольно вспоминались слова Писателя из фильма Андрея Тарковского «Сталкер». «Вот стоит в музее какой-то античный горшок. В своё время в него объедки кидали. А нынче он вызывает всеобщее восхищение лаконичностью рисунка и неповторимостью формы. И все охают, ахают. И вдруг выясняется, что никакой он не античный, а подсунул его археологам какой-нибудь шутник веселья ради. Аханье, как ни странно, стихает. Ценители!..»

 

История — это собрание мифов! Сплошная мистификация! Она напоминает мне испорченный телефон. Мы знаем только то, что переписано неоднократно другими, и чему можно только верить. Но почему я должен верить? А вдруг они ошибаются? Может быть, всё было иначе. Мы ищем смысл в истории, опираясь на известные нам факты, но появление новых фактов заставляет по-новому взглянуть на закономерность исторического процесса. А ложь историков, демагогия, дезинформация?.. А эти бесконечные переписывания истории в угоду правителям?.. Уже трудно понять, где правда, а где ложь. Но главное мотивы, мотивы! А их-то и не знает история!

 

Всё что сохранилось о древних греках – сохранилось в памятниках культуры, а именно в мифах и поэмах Гомера.

Единственное, что осталось неизменным, это чувства людей.

 

Искусство выше науки! – потому что обслуживает душу, тогда как наука обслуживает разум и тело.

Научно-технический прогресс ведёт к обездушиванию человека. Это самоубийственный путь.

 

Насилия и войн не стало меньше, земля не становится краше, а жизнь миллионов людей в расчете на душу населения не становится лучше. За последние пять тысяч лет только двести пятнадцать были без войн.

Конечно, невозможно отрицать историю как некую связующую череду жизни поколений. Однако человеческая история это не есть постоянная смена революций и войн, а скорее непрекращающаяся борьба любви и ненависти.

 

Мне кажется, история вообще никого не учит, потому что люди учатся не у истории, а прежде всего у самих себя. Я вообще не вижу во всемирной истории какого-либо смысла или, если хотите, не усматриваю прогресса.

 

Научно-технический прогресс это плод нашего разума. А разум обслуживает наши инстинкты, и первейший из них – инстинкт самосохранения. И как невозможно блокировать инстинкт самосохранения, так невозможно блокировать научно-технический прогресс. Не случайно все самые первые изобретения человечества это орудия самозащиты.

 

Научно-технический прогресс всего лишь средство. Главный вопрос, что является целью. Если цель жизни человека в обретение максимального комфорта и наслаждения от жизни, то научно-технический прогресс является средством достижения этой цели.

Если же цель в счастье человека, которое не всегда связано с материальным комфортом, или в неком духовном совершенствовании, то погоня за всё большим комфортом высасывает все силы из человека и заставляет служить ему. Средство постепенно становится целью: человек становится рабом комфорта.

 

Делают ли достижения научно-технический прогресс человека счастливым? Осмелюсь сказать, нет!

Счастье это состояние души! И потому я не считаю, что наши предки, жившие в семнадцатом столетии, были менее счастливы, чем мы сейчас. Хотя всегда кажется, что твои потомки будут более счастливы.

 

Существует миф о разговоре между Фараоном и Тотом (Гермесом). Тот принес на суд Фараона своё изобретение – письменность. И стал его расхваливать. Фараон ответил:

– Дорогой Тот! Твоё дело – изобретать, моё дело – оценивать пользу от изобретения. И вижу я, что письменность принесет не только хорошие плоды. Люди перестанут верить собственным глазам и будут доверять тому, что написано. Они не станут сами делать выводы из происходящего, а будут верить выводам тех, кто пишет. Знание мира станет черпаться не из собственного опыта, а из книг, а ведь книги могут обманывать. Простому человеку трудно отличить правду от письменной лжи.

И ответил Тот:

– Да, это трудно. Но пусть люди учатся.

 

Вся история построена на мифах, а значит, безусловно верить мы можем только собственному опыту.

Вера в прогресс базируется на предположении, что некий прогресс существует. Единственно доступное достоверное знание — это своя жизнь. Только собственный опыт является проверенным источником фактов для определения наличия прогресса и предположения о существовании смысла истории. Все остальное базируется на вере, что раньше было хуже, чем сегодня.

 

Если что-то и меняется, то скорее условия жизни, ее внешняя сторона в форме технических достижений цивилизации. Содержание же бытия, составляющее переживания людей в процессе поиска ответов на вечные вопросы, их чувства и страдания, — увы, неизменно.

 

Успехи цивилизации ещё не всё, равно как и культура составляет лишь пласт одного из отражений жизни. Есть что-то вечное в человеке, что позволяет нам сегодняшним представлять жизнь людей далекого прошлого. Если бы все дело было в культуре, то мы бы не смогли понять древних мудрецов, не зная особенностей их жизни. Но именно благодаря чувственному сопереживанию мы их понимаем. А все потому, что человек по сути своей неизменен.

 

Могу ли я вообще понять смысл истории, и что для этого нужно?

Я или должен верить ученым-историкам, или должен предположить, что моя жизнь во многом похожа на жизнь миллионов людей, живших до меня.

Я могу не верить историкам, но и не могу не верить себе, а потому выводы о прогрессе человечества, о том, господствует в мире добро или зло, делаю лишь на основе личного опыта. И этот опыт убеждает меня больше, чем пример тысяч других чужих жизней и чьи-то летописи.

 

Я верю лишь в то, что созвучно моему собственному опыту. Но если я поверю историкам, это не сделает для меня более понятной жизнь миллиардов людей, живших до меня, а значит, и не объяснит цель моего рождения. Даже опытом своей жизни я вряд ли смогу измерить опыт миллиардов предыдущих жизней. Невозможно меньшим измерить большее, лишь предположив, что это однородные явления. Поэтому я убежден: только анализ собственной жизни может сделать понятным смысл истории, если таковой, в принципе, существует.

 

К истории можно относиться по-разному: видеть в ней непонятное, труднообъяснимое, отдаленное по времени и трудно проверяемое описание чего-то чужого, или же извечное повторение все тех же проблем, которые были, будут и есть в твоей собственной жизни.

Лишь во втором случае история делается доступной для анализа, а сам анализ является выражением потребности в осмыслении как нахождении вечного. Именно тогда индивидуальное существование становится не просто частью истории, но самой историей, ограниченной рамками временного отрезка под названием “моя жизнь”. Тогда лишь собственная жизнь кажется не чем-то преходящим, но частью вечного, самой Вечностью, в которой нет ни времени, ни смысла, ни начала, ни конца, а лишь бесконечное неповторимое повторение вариаций одного и того же — индивидуальной человеческой жизни.

 Понимание того, что вся история воплощена в твоей жизни, приводит к осознанию некой связи, в которой ощущаешь себя звеном в цепи бесконечного изменения. Все было, и все будет, и все неповторимо повторяется, и во всем этом присутствует некая закономерность. Это означает, что вся история сбывается в тебе и что тебе все дано, не хуже и не лучше, чем было до или будет после тебя.

Важно лишь ответить на самый главный вопрос: в чем суть вечного в этом отрезке под названием жизнь, и что есть Вечность? К сожалению, мы привыкли мерить жизнь людей судьбами страны, тогда как нужно наоборот — это история страны измеряется судьбами её великих сынов». (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература 

Мой видеоролик «ДРЕВНИЕ МИКЕНЫ» можно посмотреть здесь:

http://www.youtube.com/watch?v=3_5bXfjGp64

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

 




Оцените путевую заметку по шкале от -2 до 2:
  • -2
  • -1
  • 0
  • 1
  • 2
  • Средняя оценка 0
  • -2
  • -1
  • 0
  • +1
  • +2
Средняя оценка: 0, суммарный рейтинг: 0, проголосовало человек: 0


в закладки | жаловаться



Поделись этим рассказом со своими друзьями в социальных сетях:

 

Комментарии к рассказу:



Написать свой комментарий:
Ваше имя: авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий