Про загадочную улыбку Моны Лизы написаны тома книг, снято множество фильмов, проведено огромное количество исследований. Но как говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Что только не видят в загадочной улыбке Моны Лизы: и автопортрет самого Леонардо, и зашифрованный лик Христа, и образ вечной женственности. В общем, каждый видит своё – достаточно почитать «Код да Винчи». Хотя имеются ныне живущие родственники изображённой на холсте женщины, которые очень похожи на Мону Лизу.
В чём же «загадка» шедевра?
«Мо́на Ли́за» (итал. Gioconda; Monna Lisa) — портрет Лизы Герардини, третьей жены флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо, молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года.
«Джоконда» любимая картина Леонардо. И это понятно: каждый художник хочет запечатлеть свою любовь. Ведь любовь и дарует вдохновение!
Все хотят приобщиться к вечному, и самому стать в чём-то вечным.
Наверно, каждая женщина мечтает быть запечатлённой таким художником как Леонардо. Однако не многие на это осмеливаются…
В детстве я купил открытку с репродукцией шедевра Леонардо да Винчи, и храню её до сих пор. Конечно, я всегда хотел увидеть оригинал. И потому, прибыв в Париж, стремился как можно быстрее попасть на встречу с «Джокондой».
Вживую «Джоконда» совсем иная. Оригинал несравним!
Джоконда показалась мне холодной, непропорциональной, почти неживой… с улыбкой смерти на устах. Если долго смотреть на картину с разных точек, Мона Лиза действительно улыбается, и улыбка у неё то зловещая, то соблазняющая, то ухмыляющаяся, то угрожающая, то завораживающая.
С недавних пор улыбка Моны Лизы больше не секрет.
«Секрет выразительности лица Джоконды — в технике многослойной живописи тонкими слоями краски поверх уже высохших слоёв. Что это даёт? При прохождении света через прозрачные слои краски до холста он отражается и рассеивается совершенно по разному в зависимости от угла зрения на полотно или от угла падения света при движении Солнца. Поэтому выражение её лица постоянно неуловимо меняется, оно действительно как бы живёт. Но это только начало эффекта, при некотором изменении точки зрения, даже совершенно незначительно, лицо приобретает вдруг совершенно определённо очертания черепа, её височные впадины ***********, глаза начинают проваливаться… Перед нами уже не улыбающаяся женщина, а какой-то издевательский оскал самой смерти, это очень хорошо видно при рассматривании оригинала, но совершенно не передаётся в репродукциях. Возникает очень сильный психологический эффект, эффект контраста, когда в одном образе сплавлены два совершенно противоположных начала. И чем сильнее контраст, тем сильнее воздействие, но более сильного контраста, чем жизнь и смерть придумать невозможно…Здесь вся непостижимость человеческого существования отлиты в одном образе, в этом гениальность Леонардо.
Загадка в том, как ему удалось достичь именно изображения черепа, смерти, мерцающей сквозь красивое женское лицо, ведь это почти невозможная задача, но это — уровень мысли и духа великого художника и философа…»
Тайна улыбки Джоконды остаётся. Но загадка не в самой улыбке Моны Лизы, и даже не в технике Леонардо да Винчи, а в особенностях нашего восприятия. Мы видим то, что хотим увидеть. И восприятие наше меняется в зависимости от настроения. Лично я вижу в этом портрете Леонардо улыбку соблазнённой женщины.
Думаю, что феномен загадки улыбки Джоконда всего лишь проявление такого психологического явления как конформизм. Когда 9 из 10 говорят, что улыбка загадочна, оставшийся один, человек, как правило, склонен соглашаться, что «чёрное это белое». В этом и заключается феномен конформизма. Самый яркий пример – творчество Энди Уорхела. Сколько бы мне не говорили, что его творчество гениально, я не вижу в нём ничего, кроме распиаренной рекламы. Энди весьма успешно использовал и тиражировал образ Джоконды по принципу: одна баночка колы не искусство, а много баночек на картине уже шедевр.
Конечно, нельзя сравнивать искусство Леонардо да Винчи с поп-артом Энди Уорхела, как и древнегреческие трагедии с современными сериалами.
Рядом с залом, где находится «Джоконда», выставлена инсталляция с образами Моны Лизы в окружении рушащейся цивилизации. Но это мало кого привлекает.
Вообще, человек существо программируемое. Что ему внушишь, тому он и будет поклоняться. Люди инстинктивно обезьяны: одна подражает другой.
Помню, во времена книжного бума, был такой анекдот. Собралась очередь у Дома Книги. Спрашивают: «Что дают?» Кто-то отвечает: «Да Рассинанта какого-то». Очереди конца не видно. А так всего лишь звали лошадь Дон Кихота.
Я простоял возле «Джоконды» полчаса, вглядываясь в лица людей, разглядывающий Мону Лизу. Это настоящие памятники, которые можно изучать бесконечно, как и лицо Моны Лизы; с каждого лица можно писать роман.
Я смотрел на этих людей и спрашивал себя: зачем они фотографируют картину, если качество снимка не сравниться с самой дешёвой открыткой, которую можно купить за один евро? Ну там сняться на фоне картины, это я понимаю: показать, что был тута, видал значит типа шедевр. Для большинства посетителей это всё равно как отметиться. Потому и сделали доступным подход к трём основным шедеврам Лувра: Джоконде, Нике Самофракийской и Венере Милосской. Однодневным туристам, посещающим Париж, некогда бродить по Лувру. Экскурсоводы подсчитали, что нужно две недели, чтобы неспешно обойти все экспозиции музея. А однодневным туристам нужно «отметиться», чтобы сказать друзьям: да бывал я в Париже, видал Джоконду, ничего особенного…
А в чём для вас тайна улыбки Джоконды?
Мой видеоролик «Кому улыбается Джоконда» можно посмотреть здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=2xJyoaNDD5Y
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru
Оцените путевую заметку по шкале от -2 до 2:
Средняя оценка:
1, суммарный рейтинг:
1, проголосовало человек:
1