Рейтинг: 2 Комментариев: Просмотров: 1870 |
Магия греческого города. Постскриптум. - Салоники , Греция - туристический блогЭтот рассказ о стране: Греция города (курорты) : Салоники «…Και δε θα μου λείπεις γιατί θα 'ναι η ψυχή μου το τραγούδι της ερήμου που θα σ' ακολουθεί…»
«И ты не будешь скучать по мне, потому что будет душа моя песней пустыни, что будет следовать за тобой»
Высокая классика
Как много стран на планете притягивают нас своими сокровищами, сокровищами искусства и культуры, своей чарующей природной красотой. И есть среди этих сокровищниц прекрасная страна, побывать в которой жизненно необходимо, хотя бы раз. Греция…. Я не открою её для вас снова, сказав, что ещё в глубокой древности в этой стране сложилась и достигла высочайшего рассвета культура, которая сыграла огромную роль в развитии европейской цивилизации. Я не сделаю открытия, сказав, что древние греки внесли неоценимый вклад в науку: математику, астрономию, медицину, географию, историю, право; в литературу, искусство, спорт и многие, многие другие сферы человеческой деятельности. И никого не удивлю, рассказав, насколько поразительны были достижения греческой философии, лучшие представители которой стремились познать и материалистически объяснить мир. Как точно подметил Марк Туллий Цицерон, написав однажды: «Не знать, что случилось до твоего рождения — значит всегда оставаться ребенком. В самом деле, что такое жизнь человека, если память о древних событиях не связывает её с жизнью наших предков?» В мире богов О религии древних греков написаны многие сотни исследований, а древнегреческие мифы приобрели чрезвычайно широкую известность. Фантазия греков создала мир богов, в котором, как в зеркале, отражались отношения, господствовавшие в обществе и семейной жизни. Они были во всём похожи на людей и «обитали» совсем рядом на горных вершинах: Олимпе, Парнасе и др. Боги дружили и враждовали, любили и ненавидели, плели интриги, хитрили, обманывали, радовались и раскаивались. Они постоянно «вмешивались» в жизнь обычных людей. Вера в их всемогущество заставляла древних греков искать их покровительства, возводить им храмы, приносить жертвы, подчинять им весь порядок своей жизни. «…Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная и счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился…» Элегия образов Древнегреческая культура стала исключительным, неповторимым и во многом непревзойденным феноменом в истории мировой культуры. Думаю, со мной согласятся многие, кто хоть раз любовался плодами деятельности греческих архитекторов, скульпторов или живописцев. Статуи, они словно живут в пространстве. Их даже необязательно обходить кругом, чтобы почувствовать динамику «танца» во времени. В некоторых изваяниях нет ни одной спокойной части тела: торс, ноги, руки, шея не могут долго оставаться в положении, в каком показал их скульптор – ещё немного, и они оживут. Как в совершенной пластичности многим из них удавалось передать, полных нервной возбуждённости, состояния героических персонажей мифологии или атлетов, полных сил и энергии, еще не остывших после борьбы. Умение создавать плавные, текучие контуры статуй делало композиции изваяний безупречными: изгибы фигур изящны и грациозны, - идеальная человеческая красота. Тема отдыха, покоя, мечтательной задумчивости воплощает собой прекрасную и гармоничную природу. Боги показаны как идеальные люди. И вполне естественно, что человек, когда он развит гармонично, воспринимается как прекрасное божество. Архитекторы Иктин и Калликрат, скульптор Фидий, философ Анаксагор, поэты Софокл и Еврипид, комедиограф Аристофан - отпечаток их гениальности лежит на большинстве памятников того времени. Незаурядная одарённость Памятники древности имеются на всей территории современной Греции. Когда-то здесь были расположены прекрасные и многолюдные города. Об их существовании и местонахождении современные учёные узнали из древних литературных памятников, долго искали их, а потом терпеливо раскапывали руины, которые на своём языке рассказывают нам сейчас о жизни этих городов и быте людей, когда-то их населявших. Расцвет культуры Древней Эллады оказался столь удивительным, что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание говорить о настоящей загадке «греческого чуда». И хотя в истории догреческой культуры и сейчас много неясного, найденные царские гробницы, золотые маски, предметы, связанные с религиозным ритуалом, проливают свет на характер этой цивилизации. От древней Спарты не осталось почти ничего. Скудность археологических находок подтверждает то, что нам известно о Спарте из письменных источников. Меньше всего этот народ заботился о великолепии храмов. В период своего могущества Спарта была похожа на военный лагерь, где был установлен строгий распорядок жизни. Гимнастика, тренировки, игры, охота поглощали всё время спартанцев, когда они не были заняты войной. Даже девушки учились здесь быстро бегать, бороться, бросать диски, метать копьё. Заниматься ремеслами и другим полезным трудом запрещалось, считалось позорным. Труд был уделом рабов. Спартанцы считали, что лучшая защита государства – доблесть граждан, поэтому город не имел даже стен. Олимпия никогда не была ни городом, ни государством. Тем не менее, место это получило всемирную известность. Именно здесь с незапамятных времён проводился крупнейший из эллинских праздников – Олимпийские игры. О возникновении Олимпийский игр существует множество сказаний, приурочивающих их то к одной, то к другой мифической эпохе. Согласно одному из них, праздник этот появился ещё во времена Кроноса – отца главного из богов- греческого пантеона Зевса. По существующим традициям вначале лишь его часть была посвящена спортивным состязаниям. Другая же часть была целиком религиозной и сопровождалась соответствующими обрядами, процессиями и жертвоприношениями. Участники Олимпийский игр, многочисленные гости и зрители, съезжавшиеся со всех концов Греции, привозили щедрые дары богам, строили в этом священном для всей Эллады месте храмы, алтари, сокровищницы, которые должны были прославлять государства, их соорудившие. Однако с прекращением в конце 4 века Олимпийский игр, все эти сооружения пришли в упадок и были разрушены природными стихиями. Толстый слой песка полностью покрыл развалины Олимпии, пролежавшие под ним почти пятнадцать веков. Столетие назад здесь были начаты систематические раскопки; ведутся они и сейчас, принося всё новые и новые находки, рассказывающие о культуре, жизни и обычаях древних греков. Олимпийские игры, очищенные от всяких религиозных наслоений, возродились в наше время, став праздником всех народов земного шара. Сейчас, как и тысячелетие назад, в «священной» роще зажигается от солнца олимпийский огонь, и эта символика придаёт особую значимость самому древнему спортивному празднику на земле. Торговым центром Пелопоннеса, богатым, процветающим городом когда-то был Коринф, известный позднее как один из очагов раннего христианства. И ныне его руины привлекают немало паломников, приезжающих сюда, чтобы побродить по местам, где, по церковному преданию, проповедовал апостол Павел. Но Коринф известен не только этим. За много веков до возникновения христианства город этот слыл одним из центров свободомыслия в Древней Греции. В 4 веке до н.э. жил в Коринфе известный философ Диоген. В своём учении он отвергал многобожие, а вместе с ним и все религиозные культы, считая их человеческими изобретениями. Свобода и счастье, по мнению Диогена, могли быть достигнуты лишь тогда, когда человек независим. Истинность своего учения Диоген пытался доказать на личном примере. Мудрец отказался от богатства и жил в глиняной бочке у рынка, отбросами с которого питался. Диоген принципиально не хотел быть зависимым от кого бы то ни было, и прежде всего от власти имущих. Удивительно, но слава об учении Диогена, рассказы о его странной жизни, перешагнув пределы Греции, маленькими легендами разлетелись по всему миру. Близ Эпидавра находятся развалины знаменитого в Древней Греции святилища бога врачевания - Асклепия. На найденных статуях бог изображён с посохом, обвитым змеёй – эмблемой здоровья и мудрости. Любопытно, что в «Илиаде» Гомер воспел Асклепия не как божество, а как исторически достоверную личность. Сохранились и остатки построек Асклепейона, где врачи-жрецы лечили больных. Сам храм, вырытый из земли, перенесён теперь в музей. Здесь же собраны и другие интересные экспонаты, например, высеченные на мраморной плите рекомендации по диетическому питанию. Об уровне анатомических и медицинских знаний того времени свидетельствуют слепки различных органов тела, а также хирургические инструменты из камня и бронзы. Среди найденных скульптур изображения дочерей бога Асклепия – Гигиеи и Панакеи, которые считались покровительницами двух направлений медицины – предупреждения болезней (гигиена) и лечения их (панацея). На территории Асклепейона сохранились каменные ванны для водолечения, амфитеатр, где для ходячих больных устраивались спектакли. Но особенно впечатляет лабиринт, в котором лечили душевнобольных. У подножия горы Парнас находятся руины не менее известного древнего города – Дельфов. В одном из гимнов Гомера повествуется о том, что бог Аполлон, облюбовав себе место для святилища, убил тут дракона Пифона. Затем, обернувшим дельфином, бог привёл сюда корабль с критскими моряками, ставшими первыми жрецами его храма. Здесь же был самый знаменитый в древнем мире Дельфийский оракула. Предание гласит, что Дельфийский оракул одобрил законы Ликурга. У него испрашивал совета знаменитый африканский законодатель и поэт Солов. С «санкции» оракула были утверждены Олимпийские игры. Даже самое могущественное из древнегреческих государств – Спарта – не принимало ни одного важного решения без консультации с оракулом. Дельфийский оракул был широко известен за пределами Греции. Цари многих городов спрашивали его совета и присылали сюда богатейшие дары. Сейчас в Дельфийском музее находится интереснейший экспонат – мраморный «пуп земли» - символ того, что Дельфы являются центром мира. Здесь была своя республика, республика жрецов, которые специализировались на предсказании будущего, а кому не хотелось заглянуть в него? Жрецы использовали проницания Дельфийского оракула для усиления своего политического влияния в античном мире. А государственные деятели ловко пользовались ими для проведения в жизнь своих планов, когда их личного авторитета для этого оказывалось недостаточно. Ведь объявленные народу предсказания оракула воспринимались как божественная воля. Город Дельфы, как и многие другие древние года, постепенно разрушился и бесследно исчез. Долго и тщательно искали его остатки археологи, пока не обнаружили их глубоко в земле под деревушкой Кастри. Прежде чем начать раскопки, пришлось переселить людей, вывезти тысячи тонн грунта, и тогда перед людьми предстало то, что ранее было лишь легендой: развалины святилищ, храмов, священная стена, окружающая их. Благодаря подробным записям, которые оставил Павзаний в своей книге «Описание Эллады», удалось исключительно точно воссоздать образ древних Дельфов. Хотя найденные при раскопках Дельфов памятники материальной культуры, произведения искусства и другие ценности разошлись по многим музеям мира (они хранятся в Риме, Ватикане, Лондоне); музей в Дельфах обладает очень интересной экспозицией. Среди хранящихся в нём бесценных сокровищ известная композиция Полигнота, причудливо соединившая мифы и действительность – падение Трои и подземное царство. Просвещение ума Когда-то эллины устраивали празднества в честь бога Диониса, покровителя виноделия. Эти торжества, сопровождавшиеся театрализованными представлениями, назывались дионисиями или вакханалиями. Со временем Диониса стали считать по совместительству и покровителем драматического искусства. Поэтому театры строились не только для развлечения, но и для того, чтобы заслужить его милость и покровительство. Один из таких театров, построенный в живописной долине, сохранился в Эпидавре. Когда-то на его подмостках ставили трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида. И хотя действующими лицами в них выступали земные цари и их покровители боги, театр служил защите принципов свободы и демократии. Но театр в Эпидавре поражает не только размерами. Акустика здесь такая, что любое слово, сказанное полушепотом на арене, одинаково хорошо слышно десяткам тысяч зрителей, сидящих под открытым небом на трибунах амфитеатра. Ныне здесь ежегодно проводятся фестивали, на которых охотно выступают как греческие, так и иностранные артисты. Кто может вместить, да вместит Шли века. С возникновением и распространением христианства на территории Греции создавались христианские общины, возникали христианские храмы. Хотя их размеры были куда скромнее, а архитектура однообразнее, чем у древних храмов, но и здесь проявила себя незаурядная одарённость греческого народа. Нельзя не восхищаться великолепной мозаикой раннего христианского периода, византийскими фресками, соединившимися в разбросанных по стране православных храмах и монастырях. Древние монастыри… Как часто их стены напоминают стены древних крепостей. Впрочем, они, как правило, и строились с двойным расчётом и во времена нашествия неприятеля служили укреплением. Большинство греческих монастырей расположено высоко в горах, вдалеке от населённых пунктов. Однако нынешние их обитатели не стремятся к отшельничеству. Мужские монастыри частенько промышляют производством гончарных изделий и сувениров. В женских обителях монахини заняты рукоделием и ковроткачеством. Монастыри разбросаны по всей стране, но особенно много их на горе Афон. Над Афоном, как утверждают христианские легенды, особое покровительство взяла Пресвятая Богородица. О невероятных чудесах, которые происходили и происходят здесь сейчас, можно не только услышать из уст монахов, но и прочитать в солидных церковных изданиях. О легендах монастырей, вкратце. В одном из монастырей находится особо почитаемая православными христианами икона Иверской Божьей Матери, которая, как рассказывается, самостоятельно перенеслась сюда из города Никеи. Остановившись в море, она повелела благочестивому отшельнику Гавриилу подойти к ней по воде, как ********* перенести её в обитель. После того как благочестивый отшельник выполнил это указание, и икону заперли в соборной церкви, она самостоятельно переместилась к вратам обители. Боясь, что такая ценность может и вовсе исчезнуть, монастырская братия пыталась много раз запереть её в том или ином помещении, однако икона снова и снова возвращалась на избранное ею место. Но чтобы монахи не волновались, сама Божья Матерь передала им через того же отшельника Гавриила, что она решила стать вратарницей, т.е. привратницей монастыря. Как создаются подобные легенды, где правда, а где вымысел? В Порто Рафии, где море врезается в скалистый берег, стоит небольшая часовня «Святая Мария». Рассказывают, будто здесь во время жёсткого шторма моряки, находившиеся в открытом море и потерявшие надежду на спасение, услышали с берега голос женщины. Этот ориентир помог им найти вход в гавань и спастись от неминуемой гибели. Женщину, кричавшую с берега, найти не удалось. Тогда церковники объявили, что это была Святая Мария, и в память об этом событии построили маленькую часовню. Подобных часовен в Греции множество. Они встречаются на дорогах и в горах. Кто строил их, в честь каких событий или в честь кого – уже давно забыли. На Греческой земле, в каждом из действующих монастырей, подобные чудесные истории вам могут рассказывать сотнями. А ещё, согласно легендам, в этих монастырях хранятся бесчисленные реликвии, начиная с креста, на котором будто бы был распят Христос, и кончая мощами святых апостолов. Ныне древние монастыри ветшают. Жалобно скрипят под ногами высохшие, прокалённые солнцем и знойным ветром деревянные лестницы, зарастают бурьяном постройки, а монастырские кельи пустеют: среди монахов почти нет молодых, стариков же с каждым годом становится всё меньше… А совсем рядом с монашескими «государствами» жизнь, что называется, бьёт ключом. Вплотную к ним подступают фешенебельные курорты с отелями, ночными клубами, барами, игровыми залами и другими всякого рода увеселительными заведениями. Вечные символы Четвёртую тысячу лет существуют Афины – столица современной Греции. Несмотря на всеразрушающее время, здесь сохранилось огромное число памятников древнегреческого искусства, многие из которых сосредоточены на Акрополе. Акрополь – это центр любого древнегреческого государства, располагавшийся, как правило, на высоком холме. Здесь, за укреплёнными стенами, во времена вражеских нашествий укрывалось население города, возводились наиболее важные постройки. В какой-то период времени деятельность архитекторов, скульпторов и живописцев была сосредоточена в основном около афинского Акрополя — священного холма, где создавался ансамбль зданий, гордость самих афинян, вызывавший восхищение не только эллинов, но и соседних народов. Среди памятников древности это монументальное сооружение также занимает особое место. Во времена правления Перикла (5 век до н.э.) Акрополь приобрёл значение религиозного центра государства. На месте старого, разрушенного персами святилища, был воздвигнут огромный храм – Парфенон, развалины которого «служат» как бы символом древней Эллады. Когда-то оба фронтона этого здания украшали великолепные скульптурные работы Фидия, изображавшие рождение Афины из головы Зевса и спор Афины с Посейдоном из-за обладания Аттикой. Это были последние работы великого ваятеля. Как гласит легенда, он был обвинён в святотатстве за то, что на щите богини Афины изобразил среди сражавшихся самого себя в виде лысого старика, поднявшего над головой камень, и своего покровителя – вождя демократической партии Перикла. Фидий не смог оправдаться, был заточён в тюрьму, где вскоре умер. До наших дней от Парфенона - великолепного творения зодчих Иктина и Калликрата – сохранился лишь остов. После завоевания Аттики римляне вывезли отсюда все ценнейшие шедевры. А когда древнегреческая религия уступила место христианству, служители последнего выкинули из Панфенона прекрасные статуи древнегреческих богов. Само святилище Девы Афины превратилось в церковь Пресвятой Девы Марии. Позднее турецкие завоеватели превратили Парфенон в мечеть. Наконец, во времена осады Акрополя венецианцами бомба пробила его мраморную крышу и попала в находившийся тогда в Парфеноне склад боеприпасов. Взрыв искалечил здание до неузнаваемости. Чудом уцелело после «хозяйничаний» в Парфеноне римлян, христиан и мусульман. Трудно даже представить себе, сколько бесценных творений человеческого гения уничтожила, борясь за «истинную веру», к примеру, та же христианская церковь, не говоря уже о мусульманском нашествии. Афины сегодняшнего дня – это большой современный город с присущими всем городам мира контрастами и противоречиями. «Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых... Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности; мы пользуемся богатством как удобным средством для деятельности, а не для хвастовства на словах». Примерно так, в те далёкие время, вещал с трибун Перикл - великий оратор, полководец и государственный деятель, чей огромный авторитет признали даже противники. Только греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот. Никакой другой народ — ни до, ни после — не смог сделать ничего подобного. Ныне положение Греции и её роль в мире далеко не те, что были в древности. Кризис, охвативший капиталистические страны, коснулся и Греции. В стране остро ощущается инфляция, сокращается производство, растёт безработица, продолжается снижаться уровень жизни. В этих условиях трудящиеся расширяют борьбу за свои права. За три летних месяца только в Салониках прошло две демонстрации. Забастовка учителей в Афинах продолжалась несколько месяцев. Готовые к занятиям «мученики науки» (студенты) отложенные на неопределенный срок занятия за праздник не считали. К слову, в Салониках занятия студентов начались согласно расписанию. Сложный, но, в то же время, знаменательный период своей истории переживает сегодня Греция. Думаю, в её судьбе ещё будет много светлых моментов и красивых рассветов. Покидая землю Греции, я загадала желание вновь вернуться сюда, в страну неисчерпаемых возможностей, в страну солнца, в страну улыбок, в страну отдыха и вековых традиций. Постскриптум С этого лета я навсегда и всем сердцем привязалась к Греции. Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой, и такой трогательно живописной — со всей своей яркостью, спокойствием и простором, — как солнечная гостеприимная Греция. Величину своей новой любви мне пока трудно измерить. Каждый знает это по себе. Любишь каждое деревце, трепещущее в безветрии листьями, каждую оливку, согретую солнцем, каждого котёнка, жалобно вымаливающего угощения, каждое облако, плывущее по ярко-голубому высокому небу. Иногда мне хочется жить полтора века только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу греческой земли. Да и на свои, родные, просторы время тоже надо оставить. «Και δε θα σου λείπω γιατί θα 'ναι η ψυχή μου το τραγούδι της ερήμου που θα σ' ακολουθεί» «…И я не буду скучать по тебе, потому что будет душа моя песней пустыни, что будет следовать за тобой…»
Оцените путевую заметку по шкале от -2 до 2:
Средняя оценка: 2, суммарный рейтинг: 8, проголосовало человек: 4
в закладки | жаловаться |