Главная / Туротека / Путевые заметки туристов (туристические блоги) / Путешествие по Казани.Храмы всех религий. Ч.1.
Дешевые авиабилеты онлайн

 

Путевая заметка Александра Романова «Путешествие по Казани.Храмы всех религий. Ч.1. »

Автор: Александра Романова
[ читать все путевые заметки (47) в блоге автора ]
Комментариев: . оставить свой комментарий



Опубликовано: 23.12.2015 16:26
Рейтинг: 2
Комментариев:
Просмотров: 1930

Путешествие по Казани.Храмы всех религий. Ч.1. - Казань , Россия - туристический блог


Этот рассказ о стране: Россия 
города (курорты) : Казань 


ХРАМЫ ВСЕХ РЕЛИГИЙ

               

Часть 1.

Однажды, совершая свой очередной квест по странам юго-восточной Азии, мои соотечественники задали мне вопрос: «Почему ты так серьёзно относишься к культуре данной страны, ведь ты просто турист, и это не твоя религия?» И, если честно, я не смогла им сразу ответить, просто растерялась. Растерялась скорее потому, что ответ был очевиден. Я - человек, который уважительно относится к представителям всех религий и вероисповеданий в мире. Согласитесь, нет смысла спорить, что лучше: Библия, Коран, Веди или Авеста. У каждого своя священная книга, у каждого своя вера, у каждого свой путь к всевышнему. И абсолютно правильно говорят: как каждый верующий должен беречь в душе свою веру, так каждая нация должна беречь свою историю, знать свои корни и чтить свой род. Сегодня, наверное, трудно найти в России ещё один город с таким разнообразием мирно сосуществующих представителей религиозных верований как Казань: мусульмане и христиане, иудеи и буддисты, лютеране и вуду.

Поэтому, рассказывая о храмах Казани, я не буду делить их по принципу: Казань православная или Казань иудейская. Я просто опишу те места, которые посетила. Царственные иконостасы, железные полы, уникальные и чудотворные иконы, русское барокко, сказочной красоты мозаика и многое, многое другое, - всё это можно увидеть, посетив храмы. Фотографировать в храмах запрещено, поэтому наслаждаться красотой и величием придётся только после того, как вы выключите свои видео-фото камеры.

А начну с очень красивого места – СТАРО-ТАТАРСКОЙ СЛОБОДЫ       

Попала в этот удивительный район я случайно и неслучайно одновременно. Решив сделать фото, попросила молодую женщину с ребёнком щёлкнуть меня пару раз на фоне театра и Казанского федерального университета. Возвращая фотоаппарат, девушка сказала, что совсем рядом есть колоритное место для фото, и что она очень любит там гулять с ребёнком. Называется Старо-Татарская Слобода. И мне, как гостье города, оно должно быть интересно. Поблагодарив за подсказку, развернула свой вектор любопытства в сторону Слободы.

Место и правда колоритное. Вернувшись в хостел, поискала информацию.            

Чуть истории. Первое упоминание об этом месте появилось в 1566-1568 годах. После завоевания Казани Иваном Грозным, татарам было запрещено селиться в черте города, местом их проживания стал район, который получил название Татарская Слобода. В XVIII веке Слобода насчитывала четыре деревянных мечети, при которых имелись начальные школы – мектебе, а при больших соборных мечетях были медресе - высшие школы с духовной семинарией, где обучались мальчики от 8 до 14 лет. Девочки проходили обучение в доме муллы, их учителем была жена муллы.

Район сохранил немало старинных татарских домов XVIII - XIX веков постройки, которые заметно отличаются от однотипных, но современных домов.

Безусловно, главными достопримечательностями, сохранившимися в этом районе, являются мечети.

МЕЧЕТЬ АЛЬ-МАРДЖАНИ

Первая каменная мечеть, построенная по Указу Екатерины II. Первоначально мечеть называлась Эфенди, что переводится как «Господня», затем её переименовали в Юнусовскую в честь татарского промышленника и домовладельца купца Абрая Юнусова, жившего в Старо-Татарской слободе и слывшего первым её меценатом. Сейчас мечеть носит имя известного богослова, татарского историка и просветителя Шигабутдипа Марджани. Первая соборная.

АПАНАЕВСКАЯ МЕЧЕТЬ

Апанаевская мечеть была построена вскоре после Аль-Марджани (в 1768-1769 годах) на средства купца Якуба Султангалеева. В конце XIX века мечеть расширили, сделав двухэтажный пристрой и кирпичную ограду. В 30-е годы мечеть, как и многие другие, была закрыта. В 1995 году были начаты работы по реставрации мечети. Вернувшийся облик стал не только украшением мечети, он возвратил ей былую стать. Поскольку долгое время мечеть находилась на содержании семьи Апанаевых, свою «фамилию» она получила в их честь. Вторая соборная.

БУРНАЕВСКАЯ МЕЧЕТЬ

Бурнаевская мечеть стала третьим мусульманским храмом в Казани. Первоначально это было не очень большое деревянное строение. После пожара, на месте сгоревшего храма, в 1872 году на средства купца Мухаметсадыка Бурнаева была построена новая мечеть. Строительством занималась местная мусульманская община. Сегодня эта одна из самых интересных мечетей Слободы, являющейся по совместительству памятником архитектуры. Простояв более полувека в забвении, она, сохранив свой первозданный облик, в середине 90-х, вновь открыла свои двери прихожанам. Носит имя своего мецената. Третья соборная.

ГОЛУБАЯ МЕЧЕТЬ

Мечеть получила своё название по цвету стен. Голубая мечеть. Построена в 1815-1819 годах на средства купца Ахмета Аитова-Заманова. Мечеть была не очень большая по размерам, и в 1864 году купец Мустакимов, пожертвовав собственный земельный участок, расширил мечеть на три окна по фасаду и построил вокруг неё ограду. Габдельманнан Биккенеевич долгие годы оставался попечителем мечети. В конце XIX века заботы о храме вязли на себя Айтугановы, пожертвовавшие общине новое здание медресе. Однако они вскоре разорились и заботы о приходе легли на купца и промышленника Абдрахмана Ишмуратова.

В советские времена минарет был снесён, а сама мечеть стала обычным многоквартирным домом. В самом начале 90-х, минарет вернули на своё законное место, и мечеть вновь стала начала принимать верующих. Это так называемая джума-мечеть, то есть пятничная, в полдень здесь совершается коллективная молитва Джума-намаз. Четвертая соборная.

ГАЛЕЕВСКАЯ МЕЧЕТЬ 

В 1801 году недалеко от Сенного базара была построена новая городская каменная мечеть. Финансировал строительство купец Муса Мамяшев, поэтому мечеть стала носить имя «мечеть Мусы бая». В конце XIX века несколько местных купцов выделяют средства на достройку и расширение здания. Мечеть Мусы бая стала первой где, помимо богословских предметов, начали изучать светские науки. В тридцатые годы она, как и многие (практически все) мечети города, была закрыта, её минарет был разрушен, как и небольшая башенка, украшавшая фасад. Здание стали использовать в качестве гостиницы, сделав в нём перепланировку. Лишь в 1992 году мечеть была возвращена верующим. В стенах Галеевской мечети был создан Российский исламский университет. За годы своего существования она сменила несколько «фамилий» - Пятая приходская, Базарная, поскольку обслуживала она приход Сенного базара. С конца XIX века, когда в мечети служил религиозный деятель и ученый-теолог Галимжан Галеев, она стала называться Галеевской. Пятая соборная.

АЗИМОВСКАЯ МЕЧЕТЬ

Построена в 1890 году на средства мецената - купца Муртазы Азимова. Изначально на месте Азимовской мечети стояла деревянная, ничем не примечательная, но действующая мусульманская мечеть без минарета, построенная в 1804 году. Неудивительные факты истории: мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики в конце 1930-х годов. В 1989 году была возвращена прихожанам. Реставрация фасадов с реконструкцией интерьеров осуществлена по проекту Рафика Билялова в 1992 году. Очень красивый храм с разноцветными окнами и оградой с необычным рисунком. Шестая соборная.

К радости, достопримечательностями Слободы оказались не только мечети.  Но об этом в следующем рассказе. Поэтому, продолжение следует.




Оцените путевую заметку по шкале от -2 до 2:
  • -2
  • -1
  • 0
  • 1
  • 2
  • Средняя оценка 2
  • -2
  • -1
  • 0
  • +1
  • +2
Средняя оценка: 2, суммарный рейтинг: 8, проголосовало человек: 4


в закладки | жаловаться



Поделись этим рассказом со своими друзьями в социальных сетях:

 

Комментарии к рассказу:



Написать свой комментарий:
Ваше имя: авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий