Рейтинг: 2 Комментариев: Просмотров: 2370 |
Путешествие по Казани.Храмы всех религий. Ч.2. - Казань , Россия - туристический блогЭтот рассказ о стране: Россия города (курорты) : Казань ХРАМЫ ВСЕХ РЕЛИГИЙ. Часть 2. Возможно, мне кажется, а может и на самом деле, но Казань - единственный город, где много веков мирно соседствуют две совершенно разные религиозные конфессии: мусульманство и православие. Соседствуют настолько тесно, что буквально в двух шагах от главного православного собора Казани выстроена потрясающая по красоте главная мечеть Казани — Кул Шариф. Я не ставлю перед собой задачу написать обо всех храмах и соборах Казани, но есть те, пройти мимо которых считаю кощунством. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР Бесспорно, это уникальный памятник русского барокко. Собор был построен в начале XVIII века. В его стенах побывали почти все российские императоры, сюда заходил Александр Пушкин, а в хоре пел Фёдор Шаляпин. Раньше, на месте храмового комплекса находилась Петропавловская деревянная церковь. Вскоре, после посещения Казани Петром I был воздвигнут новый собор, небывалой по тем временам роскоши. Согласно легенде, в закладке собора принимал участие сам царь всея Руси, однако этому событию нет документально подтверждения. Вехи истории. Многочисленные пожары, мародерство во время восстаний и беспорядки при смены власти … Сохранить удивительное архитектурное сооружение удалось лишь благодаря помощи благотворителей: за несколько веков собор много раз реставрировался и восстанавливался. В советское время собор продолжал действовать до 1939 года, после закрытия он официально считался памятником архитектуры, охраняемым государством. С 1950-х по 1980-е годы здесь размещался планетарий. В 1989 году, благодаря трудам епископа Казанского и Марийского Анастасия, а также активности верующих, храм был возвращен Церкви. Построенный на возвышенном месте, красивый и величественный, собор отличается уникальным убранством. Неповторимый облик собору придает декор и обилие сохранившихся до наших дней фасадных деталей с их яркой раскраской. Среди главных святынь Петропавловского собора – чудотворная Седмиозерная икона Божией Матери, переданная в собор из церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище города Казани, где хранилась долгие годы. Другой почитаемой святыней Петропавловского собора являются мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских. В нижнем храме собора почивают мощи митрополита Казанского Ефрема, венчавшего в 1613 году на царство Михаила Федоровича Романова. Святитель Ефрем с давних пор почитается православными жителями Казани. В настоящее время Петропавловский собор имеет статус кафедрального собора. Здесь регулярно совершаются архиерейские богослужения и проходят епархиальные торжества. Я запомнила этот собор красивейшим старым иконостасом и многочисленными крутыми ступенями, ведущими в храм. КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ Казанский Богородицкий монастырь – православный монастырь. Его история неразрывна с обретением в 1579 году чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, одной из самых почитаемых в Русской Церкви. Легенда монастыря: в июле 1579 года в Казани сгорел целый район, примыкающий к Кремлю. Десятилетней девочке Марфе во сне являлась Пресвятая Богородица и показала ей место, где находится Её образ. Обретение иконы Божьей Матери через 27 лет после взятия Казани было воспринято как символическое событие. В этом же году, по указу Ивана Грозного, на месте, где была найдена Чудотворная икона, основан Казанский Богородицкий монастырь. Монастырь стал центром паломничества верующих. Через 16 лет было установлено празднование Казанской иконы Божьей Матери. В 1612 году, во времена смуты, когда Москва была занята поляками, список с чудотворного образа был передан князю Димитрию Пожарскому, и Богородица взяла русское ополчение под свое покровительство. После освобождения Москвы икону вновь вернут в Казанский Богородицкий монастырь. В годы советской власти главный собор и колокольню взорвут, а на территории монастыря построят табачную фабрику. А потом «повернут историю вспять»: фабрику вывезут и восстановят храм. Монастырей, церквей, храмов я посетила много, но именно в этом монастыре впервые увидела как «работает» новомодное (для нашей страны) веяние: отложенный пирожок и отложенный напиток. Вы и сами можете сделать доброе и благородное дело (совсем не обязательно подавать нищим у церквей). Зайдите в церковную лавку, купите пару пирожков и оставьте как «отложенные», и в лавке обязательно появится тот, для кого этот пирожок окажется бесценным даром. Кстати, пирожки оказались потрясающе вкусными: горячие, из ржаной муки, с классической гречнево-грибной начинкой. До хостела не донесла, съела по дороге. НИКОЛЬСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР Истории этого храма насчитывает много веков. На месте Никольского кафедрального собора уже в середине XVI века находилась деревянная церковь Николы Боровского. Позднее, в конце XVII века, вместо деревянной церкви был выстроен одноглавый каменный храм с приделом в честь Рождества Христова и небольшим престолом во имя Иоанна Воина в колокольне. Примерно тогда же построена зимняя каменная Покровская церковь (сведения о времени её строительства чуть расходятся). В конце XIX старая церковь была снесена и через 2 года выстроена заново. Была обновлена Покровская церковь, именно тогда она стала пятиглавой. Никольская церковь считалась прогрессивной для тех времён. Она одной из первых в епархии (1901 г.) была подключена к электричеству. Новые веяния оценили, но приход обложили особым налогом потому как «пользование электричеством наносит ущерб епархиальному свечному заводу». Храм был закрыт в 1930 годы. В годы войны он вновь открыл свои двери для верующих. Прошение о возобновлении богослужений в соборе подавал Казанский архиепископ Гермоген (Кожин). С 1946 года Никольский храм получил статус кафедрального собора. В том же качестве остается и поныне. ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Построен во второй половине XVI века архиепископом Германом, икона которого с частью его мощей находится в монастыре, как подворье Свияжского Успенского монастыря. С конца XVI века стал самостоятельной обителью. Первоначально все постройки монастыря были деревянными. В середине XVII века сильный пожар уничтожил все строения. После пожара монастырь заново был отстроен в камне на средства богатого московского купца Гавриила Фёдорова-Антипина. Монастырь всегда оставался небольшим и небогатым. Накануне реформы 1764 года в его владениях числилось всего 90 крестьянских душ. В 1887-1894 годах монастырь был полностью перестроен. В 1920-х годах в монастыре размещалось епархиальное управление. Закрыт в 1929 году, как и сотни других. Надворные постройки монастыря «перекроили» на обычные жилые квартиры. Девяностые. Счастливые годы для монастырей и храмов. Возрожденные из небытия, они вновь открывают свои двери верующим, возобновляются службы, постепенно возрождается монашеская жизнь. Первое впечатление: территория монастыря выглядит не просто чистой и ухоженной, а скорее домашней, с красивыми цветниками, удобными скамейками. Правда сидеть на них было холодно и сыро, но дождь со снегом общего впечатления не испортил. По времени восстановления, монастырь является вторым в Казанской епархии после Раифского. БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР Каждый раз, выходя из ворот хостела, мой взор притягивало одно грандиозное строение. Естественно, не узнать о его судьбе я не могла. Итак. Богоявленский собор. Деревянный храм во имя Богоявления Господня был построен на месте прежних Проломных ворот посада уже в XVII веке. По нему застраиваемая по Проломной улице Новая слобода стала именоваться Богоявленской слободой. В 1701 году при церкви Богоявления появилась церковь Андрея Первозванного. В дореволюционный период приход Богоявленской церкви был одним из самых больших в Казани. Из истории собора: «В 1892 году скончался заместитель директора Казанского городского общественного банка, почётный гражданин Казани, купец первой гильдии Иван Семёнович Кривоносов (1810—1892), который завещал 35 тысяч рублей Богоявленской церкви, в которой он в 1852—1863 годах был старостой. В завещании было оговорено, что 25 тысяч рублей из этих денег должны пойти на постройку новой колокольни. В июле 1893 года в газете «Волжский вестник» появилось объявление о конкурсе на лучший проект новой колокольни, который должен был быть выполнен в старорусском стиле.». Строительство новой колокольни началось 24 ноября 1893 года, а 01 октября 1900 года состоялся торжественный подъём на колокольню нового колокола, который доставили в город по железной дороге. В тот же день был установлен двухметровый восьмигранный железный с позолотой крест. Новая колокольня Богоявленской церкви стала одной из самых высоких колоколен в Казани. В 1901 году, во время сильнейшей грозы, в колокольню ударила молния, пробив стену. «Обломками камней и целыми кирпичами засыпало лестницы и пол второго яруса, изломало две колонны; обломки кирпичей были даже выброшены на улицу Проломную.». В советский период, с 1920 года и вплоть до закрытия в 1935 году, Богоявленский храм являлся городским кафедральным собором. В 1930-е годы церковь Андрея Первозванного снесли. На этом месте расположился зоопарк. Помещения главного храма после его закрытия первоначально использовались под склад, а в помещениях колокольни расположились торговые лавки и мастерская оптики. В 1950-х годах Богоявленскую церковь отдали под спортивный зал Казанского государственного университета, поэтому она была сильно обезображена: декор был заштукатурен, а главы разрушены. В 1960 году колокольне Богоявленского собора был присвоен статус памятника архитектуры, подлежащего охране. В 1973 году колокольню отремонтировали. В 1995 году Богоявленский собор включён в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения как памятник градостроительства и архитектуры. Чуть позже он будет возвращён Русской Православной церкви. Я уже писала выше, что Казань каким-то непостижимым образом сумела вобрать в себя весь свет мировых религий: иудейские синагоги, католические костелы, православные храмы и мусульманские мечети. КАЗАНСКАЯ СИНАГОГА ХАБАД-ЛЮБАВИЧ Любавичский хасидизм — это особое иудейское религиозное движение, созданное во второй половине ХVIII века Шнеуром Залманом. Благодаря распространению учения данного религиозного сообщества были созданы еврейские общины в городах РФ и странах бывшего СССР. Лидером в продвижении был Хабад Шнеерсон, в честь которого и названа синагога. Дом был построен еще в 1914 году, а торжественное открытие состоялось в марте 1915 года. Но в 30-е годы, по известным причинам, дом еврейской общины был закрыт. В конце 80-х в годы перестройки в городе открылся Клуб еврейской культуры, который с 1993 года именовался как Казанский центр «Менора». Лишь в 1996 году после длительного ремонта евреям вновь был возвращен их молитвенный дом. Адептов того или иного верования в городе так много, что Казань стала единственным местом на планете, где строят Храм всех религий. ВСЕЛЕНСКИЙ ХРАМ Архитектурное чудо пригорода Казани. По замыслу автора, казанского художника Ильдара Ханова, комплекс сооружался как архитектурный символ религий, культур и цивилизаций. Поэтому у храма несколько «фамилий». Его называют «Храмом всех религий», «Вселенским храмом» и «Международным культурным центром духовного единения». Это не религиозный центр, здесь нет общественных богослужений, здесь не совершаются службы по потребностям прихожан. Если верить фотографиям с сайта, то в уже построенных и оформленных залах храма существует действующий музей, концертный зал и выставочная галерея. Почему написала: «если верить..». Храм закрыт, обслуживающий персонал в храме есть, но в его помещения, желающий окультуриться, не пускают. Услышанная из уст «охранника» - мужчины в тельняшке и вытянутых тренингах -загадочная фраза: «открыт для спецзаказов» так и осталась не расшифрованной. Внешний осмотр оказался тоже малопродуктивным. А чтобы понять почему, добавлю чуть истории. Строительство храма Ильдар Ханов начал на своём дачном участке посёлка Старое Аракчино в 1994 году. Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан верил, что Бог един для всех, и не стоит разделять религии. Он планировал объединить в своем детище, которое сам называл «Вселенским храмом», 16 религий разных народов мира. Но одного земельного участка явно не хватало, храм разрастался, забирая соседские земли, подминая всё «свободное» пространство. Прихрамовая территория практически отсутствует. Поэтому обойти вокруг это «нагромождение религий» вам не удастся: оставшиеся в «живых» заборы частной собственности не позволят этого сделать. Я, конечно, не знаток мировых религий, но решила в этом хаосе куполов найти знакомые мне религиозные храмы. Провести своего рода экзамен по остаточному принципу. Итак, наиболее распространённой из мировых религий является христианство. Значит, на территории комплекса должны быть построены православная церковь и католический костёл. Нашла, во всяком случае – похоже. Самой древней из мировых религий является буддизм. Даже искать не надо – будда сидит почти у главного входа. И самая молодая мировая религия – ислам. Сомнений нет – храм уже построен. А дальше с трудом: иудаизм (синагога), индуизм, конфуцианство, баптизм, лютеранство, кришнаизм, вуду, шаманизм, синтоизм, джайнизм….. ловлю себя на мысли, что на каком-то этапе я начала просто перечислять «ходовые» мировые религии, но уже не отражаю их в архитектуре вселенского храма. «Ляпота и хаос» - подумала я, сделала ещё пару снимком и пошла на остановку автобуса. Объект находится в стадии строительства, новые храмы прирастают к уже имеющимся. На задворках кучи мусора и не нужного строительного материала. А если вспомнить, что в мире более пяти тысяч религий, то ящик для пожертвований с вывеской «на вечное строительство» будет актуален ещё много веков, главное чтобы земли под строительство в Казани хватило. Безусловно, посетить и описать все монастыри, мечети, храмы и соборы невозможно, да и незачем. Но знаю точно, что приехав в Казань, каждый может найти для себя то, что он ищет, то, что ему ближе. «Взгляни на купол церкви и узри, Бескрайнюю и долгую дорогу, Которой от заката до зари, Все люди света двигаются к Богу»
Оцените путевую заметку по шкале от -2 до 2:
Средняя оценка: 2, суммарный рейтинг: 6, проголосовало человек: 3
в закладки | жаловаться |