Столице 3000 лет. Из самого-самого в ней – площадь Тяньаньмэнь, на которой умещается миллион человек, и самый большой в мире дворец. Этот дворец носит имя Запретного города. А вас туда пустят, вы увидите императорскую роскошь и ступени, стертые башмаками 24 императоров, их охранников и евнухов.
Столица Китая удивляет своими масштабами и темпами роста. Население города перевалило за 9 млн. человек, площадь - 17,8 тыс. км2 . Строительство и благоустройство города не прекращаются круглые сутки: строятся многоэтажные дома, мосты, прокладываются скоростные магистрали. И все же Пекин - город велосипедов, и теперь велосипед стал неотъемлемой чертой пекинского пейзажа.
17 817 968 человек
архитектурно-исторические памятники: Запретный город. В Пекине находится самый крупный в Китае государственный музей – Гугун – бывший императорский дворец, резиденция 24 императоров династий Мин и Цин. В 1406 г. началось строительство грандиозного Императорского дворца. Впоследст вии в нем жили и императоры маньчжурской династии Цинн. И хотя основная планировка дворца не изменилась, в комплексе появлялись все новые и новые здания, так что говорить о каком-то едином стиле не приходится. В составе дворцового комплекса насчитывается 9999 отдельных помещений, здесь собраны многочисленные антикварные изделия и предметы, которыми при жизни пользовались обитатели дворца. Раньше резиденция китайских императоров называлась «Запретный город», т.к. простолюдины не имели права права войти на эту территорию. Это целый мир, мир богатый, пышный и строго регламентированный. Здесь с 1911 г. и до своего отречения в 1924 г. со своим крошечным двором жил последний император Китая, однако отдельные здания были превращены в музей и открыты еще в 1914 г. Поэтому бывший запретный город официально именовался «Дворец-музей» (Гугун). Гугун также является «памятником мирового культурного наследия».
Площадь Небесного Спокойствия – Тяньаньмэнь. Площадь занимает 400 тыс. кв.м и является крупнейшей в мире. Она вмещает миллион человек. Отсюда провозглашались императорские указы. На этой площади была провозглашена Китайская Народная Республика. С тех пор на Государственном гербе КНР изображается трибуна Тяньаньмэнь. Свои огромные размеры Тяньаньмэнь приобрела после 1949 г., а к 10-й годовщине КНР на ней были воздвигнуты грандиозные государственные здания: Большой народный дворец, где проходят заседания Собрания народных представителей (парламент), и Музей истории и революции, экспозиция которого отражает официальную версию истории. В центре площади высится 38-метровый Памятник народным героям, квадратная стела с изречениями Мао и Чжоу Эньлая. В южной части площади с 1977 г. возвышается Мавзолей Мао Цзедуна.
Летний дворец В 20 км к северу-западу от центра Пекина находится огромный Летний Императорский дворец – Парк Ихэюань – просторный парковый ансамбль с жилыми зданиями, храмами и павильонами, раскинувшимися по берегам искусственного озера. Парк Безмятежного отдыха, так переводится название Цзиншань с китайского языка. Большой интерес представляет расположенная здесь деревянная галерея «Чанлан», которая украшена 1408 красочными картинами.
храмы/монастыри: В северо-восточной части Пекина находится знаменитый действующий ламаистский храм Юнхэгун. Храм был построен в 1694 году и первоначально служил одной из резиденций императора. В начале XVIII века был передан ламам для совершения обрядов и молитв. Сегодня в храме находится 6-ти метровая статуя Цзонхавы. У выхода Вы можете увидеть вырезанное из сандалового дерева изображение горы с фигурками 500 учеников Будды, из золота, бронзы, олова и железа.
В наше время трудно встретить человека, который бы ничего не слышал о выдающемся философе древности – Конфуции. В старом Китае храм, посвященный Конфуцию, стоял в каждом городе. В Пекине храм Конфуция (Кунмяо) был построен в 1306 г. В 1737 г. император Циньлун превратил Храм Конфуция в настоящий императорский дворец. В первом внутреннем дворе храма находятся 198 стел, на которых вырезаны имена 51624 кандидатов, успешно сдавших экзамены. На платформе возвышается восстановленный в 1906 г. Молитвенный павильон, где хранятся плиты с именами Конфуция, его предков и известных учеников.
музеи: Древняя земля Китая настолько изобилует памятниками старины, что сама напоминает музей под открытым небом. Несмотря на терзавшие страну войны и бесчисленные пожары, уничтожавшие целые города, в разных концах Китая сохранились крепостные сооружения, усыпальницы знати, старинные дворцы, храмы и пагоды, огромные вырубленные в скалах монастыри.
Одной из важнейших черт китайской культуры является любовь к историческому прошлому, своему наследию. Тяга к коллекционированию памятников старины проявлялась уже на ранних этапах истории страны. Однако вплоть до образования Китайской Народной Республики ценнейшие произведения живописи и прикладного искусства не предназначались для всеобщего обозрения. Они скапливались во дворцах императоров и богатых ценителей искусства.
До середины XX столетия музейное дело в Китае было развито крайне слабо. В начале века существовало лишь несколько музеев, сложившихся на базе средневековых собраний живописи и разнообразных редкостей. Но и они были плохо оборудованы и не располагали условиями, необходимыми для хранения экспонатов. Только после 1949 г. началось расширение и строительство новых музеев, отвечающих современным научным требованиям.
Вслед за образованием КНР государство, едва оправившись от потрясений военных лет и иностранной интервенции, взяло под охрану все уцелевшие сооружения и достопримечательности древности и Средневековья. На протяжении второй половины XX столетия были восстановлены и отреставрированы ценнейшие памятники зодчества и паркового искусства. Непрерывно ведущиеся археологические раскопки внесли много нового в изучение китайской истории и культуры. По всей стране открылись разнообразные музеи – исторические, художественные, мемориальные, дворцовые.
К концу прошлого века больших и малых музеев в Китае образовалось такое множество, что их описание могло бы вместиться в объемистую книгу. Важная роль в познании истории и культуры Китая отводится историко-археологическим музеям, возникшим на местах существования древних поселений, относящихся к эпохе неолита, бронзовому веку, времени процветания могущественных династий.
К музеям подобного типа, выстроенным в стиле огромных ангаров, можно отнести, например, музей неолитического поселения, обнаруженного в окрестностях города Сиань в местечке Баньпоцунь благодаря изысканиям археологов в 1953–1954 гг. На месте неолитической стоянки сохранились многочисленные остатки хижин и землянок, печей для обжига керамики, монументальных расписных керамических сосудов, украшений, игрушек, домашней утвари. Эта уникальная находка была законсервирована учеными в ее первозданном виде, обнесена стеклянными стенами и перекрыта кровлей, защищающей всю площадь поселения от непогоды и превращающей ее в памятник истории культуры Китая. Так быт и образ жизни первобытного племени предстали перед зрителями уже как музейные экспонаты, сопровождаемые пояснительными таблицами, надписями, датировками.
Не менее важной оказалась и находка огромного подземного войска, изваянного из обожженной и расписанной красками глины, хорошо сохранившегося благодаря сухой почве в окрестностях Сианя. Более шести тысяч керамических фигур воинов, боевых коней и колесниц, открытые в 1974 г. археологами в полутора километрах от погребального холма императора Цинь Шихуана (lll в. до н.э.), предназначавшихся для символической охраны правителя в его загробной жизни, обрели также статус музейных экспонатов благодаря застекленным стенам и огромной крыше, перекрывшей внутреннее пространство, занимаемое этими фигурами.
В своеобразные музеи-заповедники превратились также дворцы и средневековые садово-парковые усадьбы южных городов Сучжоу, Уси, Янчжоу с их искусно воссоздающими мир естественной природы горками, бассейнами, мостами, беседками, мозаичными дорожками, ажурной резьбой галерей и чайными павильонами. Мир средневековых усадеб, приобщающий зрителей к атмосфере поэзии, тишины и философских раздумий, стал еще одной разновидностью китайских современных музеев, оберегаемых как национальное сокровище и открытых для всеобщего обозрения. Все они, равно как и
специально выстроенные музейные здания Пекина, Сианя, Тяньцзина, Шанхая, Лояна и других крупных городов, посвящены только отечественному искусству. Постоянных музеев, освещающих историю западноевропейского и русского искусства, до последних лет в Китае не существовало, временные выставки устраиваются в новом Пекинском художественном музее Мэйшугуань.
Самым крупным старым и самым величественным архитектурно-художественным музеем Китая является ансамбль бывшего императорского дворца – своеобразный музей-заповедник Гугун. Фактически целый город в городе. Он охватывает центральную часть столицы, начинаясь от площади Тяньаньмынь, и простирается с юга на север на площади, занимающей 720 тыс. кв. м. Этот огромный обнесенный стенами и окруженный каналом с водой ансамбль прежде всего интересен как замечательный памятник средневекового зодчества. Основанный в XV в. и в течение пяти веков служивший резиденцией правителей Минской и Цинской династий, он хранит огромные богатства национального искусства – бронзы, живописи, каллиграфии, фарфора, прикладных изделий. Построенный в основном из дерева, Гугун служит ярким образцом традиционной национальной архитектуры. В нем сочетаются и искусно продуманное чередование просторных площадок, и величие вознесенных на многоступенчатые мраморные террасы парадных залов, и удивительные ритмы разномасштабных золотистых черепичных крыш с изогнутыми углами, и просторные интерьеры палат с резными потолками, и длинные коридоры, отделяющие стенами восточную и западную части дворца от центральной.
Композиционным стержнем дворцового ансамбля является главная пекинская ось, пересекающая его с юга на север. Ворота, выходящие на юг и следующие за воротами Тяньаньмынь, носят название Умынь (Полуденные ворота). Северные массивные каменные ворота завершают ансамбль, за стенами которого возвышаются зеленые холмы парка Цзиншань, увенчанные беседками. Гугун включает в себя множество зданий и микроансамблей, каждый из которых ныне используется как музей.
По своей архитектурной планировке Гугун делится на две большие части – Вайчэн (внешний двор) и Нэйтин (внутренние покои). Первая часть состоит из ряда торжественных площадей, каждая из которых завершается парадным павильоном. Центральным и самым главным архитектурным комплексом внешнего двора являются три величественные палаты, расположенные одна за другой на высоком многоступенчатом мраморном постаменте, – Тайхэдянь, Чжунхэдянь и Баохэдянь. Здесь совершались важнейшие императорские церемонии, а в Тайхэдянь расположен императорский трон. Они дают представление о парадной жизни пекинского двора.
Тайхэдянь (Дворец высшей гармонии) – самое крупное здание императорского дворца – был сооружен в 1420 г. Стены его и потолок украшены многоцветной резьбой и позолотой. Вокруг трона и на площадке перед фасадом размещены символы долголетия – бронзовые фигуры журавлей и слоны, дорогие сосуды и курильницы для благовоний. Чжунхэдянь служил для отдыха монарха, Баохэдянь предназначался для пиршеств и приемов государственных экзаменов.
Позади трех больших павильонов расположены внутренние покои. Здесь жили члены императорской семьи. Здесь помещалась императорская опочивальня, хранились императорские печати. Пышный сад с мозаичными дорожками, искусственными скалами, водоемами, редкими породами деревьев и зверинцем, служил местом отдыха монархов. Через него проходила дорога к северным воротам «Запретного города».
К востоку и западу от главной магистрали простирается лабиринт дворцов, двориков, садов, соединенных друг с другом проходами в стенах и воротами. Шесть восточных и шесть западных покоев занимали императрица и наложницы. Особые покои были отведены детям, родичам императора, евнухам. Вся жизнь императорской семьи протекала в стенах дворца, и потому здесь оказались такие огромные коллекции драгоценностей, картин, фарфора и бронзы, столетиями накапливаемые правителями Китая.
История превращения императорского дворца в музей многоступенчата. Революция 1911 г. положила конец власти правителей последней императорской династии Цин, правившей три столетия (1644–1911), и в 1914 г. в передней, южной части ансамбля впервые был основан музей древностей. Северная часть ансамбля вплоть до 1924 г. продолжала принадлежать отрекшемуся от престола последнему императору Сюань-Туну (Пу И). В 1924 г., после изгнания Сюань Туна, его покои были также преобразованы в дворцовый музей, существовавший параллельно с музеем древностей. Однако только в конце 1940-х гг., после освобождения страны от японских интервентов, вся территория ансамбля поступила в ведение Национального музея, названного Гугун (Древний дворец). Хотя значительная часть ценностей, хранившихся в нем, была в конце 40-х гг. вывезена на Тайвань, а в 60-х гг. наступила пагубная и разрушительная эра «культурной революции», деятельность музея не прервалась, и он сохранился как цельный организм. В настоящее время в дворцовом музее Гугун ведется большая собирательская и научно-исследовательская работа.
Многие из хранящихся здесь драгоценных памятников культуры и искусства представляют собой огромную мировую редкость. Кроме отреставрированных дворцов и павильонов, в музее выделен целый ряд экспозиционных галерей и залов.
Галерея искусств разных исторических эпох расположена в центральных церемониальных палатах. В палате Баохэдянь собраны предметы, начиная с эпохи неолита и кончая XX столетием. Здесь выставлены изделия из керамики и фарфора, картины и каллиграфия, бронзовые изделия, представляющие разные исторические стили китайского искусства.
Важное место в экспозиции Гугуна занимают классические образцы древней бронзы XVI–III вв. до н.э. Их насчитывается свыше тысячи. Высокий художественный уровень, техническое совершенство, неповторимая фантазия символических узоров и форм поставили древнюю бронзу Китая в ряд высочайших достижений мирового искусства. В Европе древняя китайская бронза оставалась неизвестной вплоть до начала XX столетия. Однако в самом Китае ее коллекционирование началось уже в глубокой древности. Бронзовые изделия, собранные в Гугуне, включают в себя ритуальные сосуды, оружие, предметы конской сбруи, музыкальные инструменты. Экспозиция бронзы, развернутая в трех залах дворца, строго систематизирована. Здесь дается объяснение процессов литья бронзовых изделий, их состав, а также показаны древние тигли. В средневековом ансамбле древние предметы бронзы приобретают особую значительность. Результаты археологических раскопок последних десятилетий, порой ошеломляющие своей неожиданностью, сосредоточены в отдельных павильонах Музея новых открытий.
В восточной части дворца-музея, а именно в залах Ниншоугун, располагается галерея живописи, где осенью, в самое сухое время года, экспонируются старинные картины – шелковые и бумажные свитки выдающихся китайских живописцев разных эпох. Здесь собраны знаменитые картины (V по XX в.), такие как «Фея реки Ло» Гу Кайчжи (V в.), «Ночная пирушка у Хань Сицзая» (X в.), «Вверх по реке в праздник поминовения» Чжан Цзэдуаня (XII в.), и множество альбомных листов и вееров из императорской коллекции. Живопись средневекового Китая, создававшаяся на длинных свитках бумаги или шелка, не вывешивается в музее для постоянного обозрения. Ее хранение – особая наука, требующая многих знаний. Она содержится в специальных футлярах, обитых шелком, и требует постоянного соблюдения температурного режима, ровного, сухого, но не слишком жаркого.
Значительное место во дворце Ниншоугун отведено скульптуре разных эпох (II тыс. до н.э. – XX вв.). Памятники дают представление о древних погребальных обрядах Китая, включающих скульптурное сопровождение усопшего керамическими фигурками слуг, воинов, боевых коней. Они знакомят посетителей со скульптурой буддийских храмов, скальных монастырей.
В шести дворцах восточной стороны размещены выставки керамики и фарфора, создававшихся на всем протяжении истории Китая. Здесь же представлены и изделия различных керамических заводов Китайской Народной Республики.
В бывшем императорском книгохранилище Цзинъянтун экспонируются бронзовые изделия, покрытые эмалью (XV–XVIII в.). Здесь и подносы, и блюда, и курильницы, подчас достигающие монументальных размеров и своей фактурой напоминающие драгоценную парчу.
В шести дворцах западной стороны представлены и другие изделия художественных ремесел: лаки, резные изделия из корня бамбука, дерева и кости, скульптуры, предметы домашнего обихода.
Специальные отделы посвящены тканям и вышивкам, начиная от второго тысячелетия до н.э. вплоть до двадцатого столетия. В числе ценнейших экспонатов – императорские парчовые халаты и ткани типа «кэсы» (XI–XII вв.), воспроизводящие картины знаменитых художников, образцы вышивок периодов Мин и Цин.
В некоторых зданиях Гугуна, таких как Чусюгун и Тихэдянь, сохранена обстановка, в которой жили император и его семья, а в других павильонах выставлены драгоценности, украшавшие одежду и головные уборы императорской семьи. Среди экспонатов – регалии и знаки отличия, употреблявшиеся в повседневном обиходе ритуальные предметы.
В одном из северных павильонов, расположенном за дворцом Куньингун, разместился и зал часов, собранных в XVIII в. императорами Китая со всех концов света. Огромные и крошечные, отличающиеся тонкостью работы, сложностью орнаментации и конструктивной замысловатостью, эти часы приведены в действие: под приятную музыку даются разнообразные представления. Таковы, например, часы с фокусом: белая обезьянка протягивает зрителям персик долголетия (перегородчатая эмаль, конец XVIII в.).
Осмотр музея Гугун занимает не один день. Тысячи людей приезжают сюда из самых отдаленных провинций страны, чтобы приобщиться к великим сокровищам культуры прошлого. Научный персонал и администрация Гугуна проводит огромную и постоянную работу по реставрации, систематизации и пополнению экспонатов, усовершенствованию экспозиции и организации выставок.
Иной характер присущ зданию Пекинского исторического музея. Это одно из современных сооружений, выстроенных на площади Тяньаньмынь к десятилетию Китайской Народной Республики. Строгое, суховатое каменное здание с двумя рядами высоких столбов, протянувшихся вдоль всего фасада и вводящих посетителя в обширный двор, вмещает в себя два музея: исторический, знакомящий с историей Китая от древности до середины XIX в., и музей революции, рассказывающий о народно-освободительной борьбе китайского народа.
Исторический музей построен в соответствии с требованиями науки и современного музейного дела. Высокие залы, огромные окна, пропускающие дневной свет, пол, покрытый пластиком, поглощающим шум шагов, умело расположенные витрины, стенды, диорамы и макеты, хорошо продуманное размещение экспозиционных материалов – копий и подлинных произведений, собранных из многих музеев Китая, обилие учебных экспонатов, экспликаций, чертежей, картин и рисунков – все это вместе соответствует музею нового типа. Исторический музей служит научно-просветительским целям. Вся его экспозиция разделена на три больших отдела, каждый из которых соответствует определенной историко-культурной эпохе. На восьми тысячах квадратных метров выставочной площади размещено более восьми тысяч разнообразных экспонатов – от муляжей до уникальных подлинников.
Таковы характерные типы современных китайских музеев. Музейное дело в Китае постоянно развивается. Возникают новые здания, расширяется численность экспонатов. В новых районах страны создаются музеи, копирующие древние дворцовые сооружения и парки. В них свозятся многие старинные памятники зодчества из разных концов страны.
театры: Национальный центр исполнительских искусств
Национальный центр исполнительских искусств, поначалу задумывавшийся как Большой национальный оперный театр и в просторечии называемый «Яйцом», — оперный театр площадью 200000 кв. м, расположенный в непосредственной близости от площади Тяньаньмэнь и Дома народных собраний в Пекине. Представляет собой эллипсоидный купол из стекла и титана, вздымающийся посреди искусственного озера Чжуннаньхай. Три главных зала театра способны вместить не менее 6500 зрителей.
Театр в июне 2007 года.Архитектором выступил француз Поль Андрё; строительство продолжалось с декабря 2001 по декабрь 2007 года. Сооружение такого громадного футуристического здания в историческом центре китайской столицы вызвало большие споры как с точки зрения его несоответствия городской среде, так и по причине непомерных и постоянно возраставших во время строительства издержек.
природные достопримечательности: 8 храмов в горах Сишань. В живописных горах Сишань расположеных в западном пригороде Пекина, имеются 8 буддийских храмов.
Пекинский зоопарк. Является самым крупным в стране. В нем содержатся много видов редких животных, в том числе большая панда и золотистая обезьяна, обитающая исключительно в Китае.
парки развлечений: Парк Мира. Парк площадью в 46,7 га расположен в юго-западном пригороде Пекина. Он является тематическим парком, в котором создано более 100 копий известнейших архитектурных памятников 50 стран мира. Пизанская башня, Эйфелева башня Парижа, Московский кремль и др.
Парк национальностей Китая. Самый крупный в Китае этнографический музей, в котором показаны традиционная архитектура, обычаи и нравы, представления, песни, пляски, художественные изделия, национальные деликатесы.
Парк Сяньшань (Душистые горы). Расположен более чем в 20 километрах рот центра Пекина.
Великая Китайская Стена
В экскурсию входит посещение Великой Китайской Стены и Могилы императоров династии Мин.
Великая стена некогда защищала Китай от вторжения варваров. Ее возвел император Цинь Шихуан, соединивший разрозненные крепости в единое укрепление. Сооружение, которое мы называем Великой стеной (более правильный перевод: «длинная стена»), было закончено в эпоху Мин, когда монголы были изгнаны из Китая и гигантская стена мешала им вновь совершать набеги на Поднебесную. Великая Стена — явление уникальное. Она имеет свыше 10 метров в высоту и чуть меньше в толщину, ее длина более 6000 километров. Великая стена является символом древнекитайской цивилизации и непревзойденным образцом фортификационного сооружения.
Зимний императорский дворец
Посещение Зимнего Императорского Дворца Гугун (Forbidden City). Это главная достопримечательность Пекина и самый крупный дворцовый комплекс в мире. Это прекрасный образец садово-паркового искусства старого Китая. Деревья над мозаичными дорожками выполняют роль ворот, а каменные глыбы прекрасно дополняют их. После Дворца предусматривается посещение Храма Неба (Temple of Heaven). На территории храма находится знаменитая стена «Возвращающихся звуков», которая замечательна тем, что как бы тихо вы не говорили, ваш собеседник на противоположной стороне отчетливо услышит ваши слова.
Летний императорский дворец
В экскурсию входит посещение Летнего Императорского Дворца (Summer Palace) и буддистского Храма Юньхэгун (Lama Temple). Ихэюань — Летний императорский дворец — это роскошный парковый комплекс, включающий в себя искусственно расширенное озеро Куньминь и залы, павильоны и дворцы архитектуры династии Цин. Храм Юньхэгун — самый известный храм ламаизма в Китае.
Зоопарк и Парк Мира
Пекинский зоопарк - это старейший зоопарк в Китае, один из лучших в мире, отличается богатым разнообразием китайских эндемиков. В зоопарке находятся медвежья горка, павильон слонов, павильон большой панды, павильон бегемотов, вольеры антилоп и жирафов. Парк Мира - самый крупный тематический парк в Китае. В нём собраны самые известные архитектурные сооружения из 30 стран мира в миниатюре.
Аквариум "Фугуо" + Парк Бэйхай
Экскурсия включает посещение Аквариума «Фугуо» (Aquarium Fuguo) и Парка Бэйхай (Beihai Park). Парк- Бэйхай расположен на северо-западе от Запретного Города. Парк знаменит благодаря Дворцу Кублай-хана. Известный в Китае парковый комплекс, служивший императорским садом во времена Ляо, Цзинь, Юань, Мин и Цин.
На территории парка находится несколько интересных достопримечательностей.