Аналитика от «Натали Турс»: рынок упал на 30-40% и не подлежит восстановлению минимум до следующего лета

Ирина Архарова
Аналитика от «Натали Турс»: рынок упал на 30-40% и не подлежит восстановлению минимум до следующего лета
Аналитика от «Натали Турс»: рынок упал на 30-40% и не подлежит восстановлению минимум до следующего лета

Подпишитесь на туристические новости:

Падение объемов на туристическом рынке по России за прошедшее лето в целом составило 30-40%, причем есть регионы, где эта цифра доходит до 80%. Такую оценку прошедшего сезона озвучил на пресс-конференции Владимир Воробьев, президент «Натали Турс». Причем, по оценке эксперта, в следующем сезоне даже при условии экономического «чуда» полноценно объем выездного турпотока восстановлен не будет. Тем не менее, слухи о «кончине» турбизнеса эксперт считает преждевременными: при оптимизации программ в таких условиях вполне можно не только выжить, но даже продвигать определенный турпродукт, особенно тот, который мало подверженный демпинговым играм.

«Сейчас сторонние комментаторы выдают примерно такую логику причины банкротств на рынке: ситуация с перепроизводством привела к череде крахов, в результате чего падает доверие к отрасли, служащее новой причиной новых банкротств, и этот процесс будет продолжаться до определённого предела», - рассказал Владимир Воробьев. Однако по его оценке причина и следствие здесь меняются местами, т.е. с самим перепроизводством рынок давно научился справляться. «Причина в первую очередь в затяжных демпинговых войнах на туррынке. Причем как любая война, она ведется за ресурсы, в качестве которых выступают оборотные средства компании, за то, чтоб «выжать» средства из конечного потребителя и вложить их в расширение бизнеса», - пояснил собеседник. При этом он отметил, что в норме средства вкладываются не в «пирамиды», а в развитие компании, а также в активы. Причем толчком для таких войн стал кризис 2008 года, когда для турфирм практически «закончились» заемные банковские возможности, и приоритетными стали схемы демпинговых войн, которые как раз и стали вестись за обладание оборотными средствами.

При этом эксперт отметил, что если раньше интерес к росту оборотов и соответственно демпинговым играм у туроператоров в основном наблюдался на «массовке», в первую очередь на турецком и египетском направлениях, то в последние годы волна демпинга захлестнула рынок по всем направлениям. В частности, именно жесткий демпинг по европейским странам, таким как Испания, Греция и Кипр в этом сезоне стал причиной ухода с рынка той же «Невы».

«Основное усилие для оздоровления туррынка надо приложить на снижение интереса к оборотному ресурсу, который в состоянии генерировать вертикально выстроенный турхолдинг», - отметил Владимир Воробьев. Он подчеркнул, что в свое время подобные проблемы встречались и на западных рынках и решались именно за счет барьера на пути использования оборотных средств. «В Германии, которая считается эталоном по защите туристов, оборотные средства невозможно использовать, т.к. основная оплата осуществляется по возвращению туристов из тура; та же ситуация и в Испании, где турист опять же оплачивает тур через 30-60 дней после отдыха», пояснил собеседник. В российских реалиях, по оценке Владимира Воробьева, своеобразным «отрицательным плюсом» могут стать, во-первых, инициативы по госрегулированию турбизнеса, а во-вторых, усложнение для европейских направлений правил получения шенгенских виз, в частности, обязательные «пальчики». В таких ситуациях наращивать объемы будет невозможно, и рынок начнет выздоравливать. «Задача – создать такую систему, в которой бороться за бесконечное наращивание оборота будет невыгодно», - резюмировал Владимир Воробьев.

Что касается практики туроперейтинга, то по оценке г-на Воробьева, есть лишь один способ выиграть демпинговую войну – категорически в нёе не ввязываться. «Мы старались избегать демпинговых войн на протяжении всей деятельности. Там, где избежать этого было невозможно, мы уходили с рынка», - рассказал эксперт. В первую очередь этими направлениями стала массовка, т.е. Турция и Египет. В ситуации последних двух лет эксперт также оценил как конкурентное преимущество уход с греческого рынка. «Если ты пытаешься конкурировать ценой – перспективы нет. Для сохранения устойчивых позиций необходим вывод на рынок дифференцированного продукта, конкурентоспособного не только ценой», - подчеркнул Владимир Воробьев. Как живой пример он привел Испанию, которую в этом сильно демпинговом сезоне «вытащили» и позволили получить годный финансовый результат 70 эксклюзивных отелей «Натали Турс», хорошо известных российскому рынку.

«Однако пересидеть текущую ситуацию в кустах не удастся. Главное, разумно принимать в ней участие», - предварил прогноз на зимний сезон Владимир Воробьев. Пока ситуация в отрасли довольно «мрачная» - в среднем по России рынок «схлопнулся» на 30-40%, но есть регионы, где эта цифра достигла 60% и даже 80%. В частности, к таковым относится Ростов-на-Дону (по причине «близлежащей» политической ситуации), а также «полностью деморализованный» банкротствами Петербург. «По лету проще назвать направления, на которых было более-менее нормально, это Испания и ОАЭ. Также мы неплохо вышли в части нишевых направлений, например, по ряду регионов Италии, а также по Мальдивам. Всё остальное колебалось от «плохо» до «очень плохо». Кипр например, был практически полностью «убит» демпингом», - рассказал эксперт.

Это точно интересно:
Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!