Необязательный реестр для необязательных турагентств: в чем смысл?

29.09.2016 16:11
Необязательный реестр для необязательных турагентств: в чем смысл?

«Если вы нашли свое агентство в реестре - значит, можно смело покупать у него путевку», - говорится на сайте Ростуризма в статье http://russiatourism.ru/news/10656/, рассказывающей туристам, как правильно выбрать туристическое агентство и не стать жертвой мошенников. Речь идет о платном реестре, созданном при Турпомощи, который активно лоббирует руководство Ростуризма. Однако мы готовы поспорить с этим утверждением чиновников - вот только несколько историй от туристов, которых «надежные агентства из реестра» обманули в общей сложности на 300 тысяч руб.

История первая: как турист Вячеслав Ж. едва не остался и без путешествия, и без денег. Как рассказал путешественник, собираясь в отпуск, он заплатил турагентству «Премьер-тур» около 125 тысяч рублей за тур в Тунис на две недели. Это было не первое обращение Вячеслава в «Премьер-тур»: он ездил с ними не один год и бед не знал, однако в этот раз что-то пошло не так.

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама

Догадываться об этом Вячеслав начал после того, как за неделю до вылета получил по электронной почте письмо от некоего юриста, который сообщил, что «Премьер-тур» испытывает «финансовые затруднения», поэтому Вячеслав никуда не полетит. Не ожидавший такого поворота, мужчина стал пытаться связаться с написавшим ему письмо юристом. Дозвонившись, он услышал от него, что необходимо срочно написать заявление на возврат денежных средств и что он, юрист, по электронной почте пришлет некое гарантийное письмо, в котором пообещает вернуть деньги в самое ближайшее время. Вячеслав резонно заметил, что такой документ неплохо было бы иметь в оригинале, в ответ на что его заверили, что скинут адрес, по которому оригинал можно будет забрать - но ничего не прислали. Турист понял, что происходит что-то странное, и обратился в правовую службу Ассоциации Туроператоров России (АТОР).

Корреспондент инфогруппы «ТУРПРОМ» получил разъяснения в правовой службе АТОР, где рассказали, что её специалисты тоже пытались дозвониться до данного «юриста», но тот, то ли почуяв неладное, то ли устав от общения с туристами, каждый раз сбрасывал звонки, и трубку ни разу не взял. При этом «юрист» настоятельно не рекомендовал Вячеславу обращаться в полицию, хотя в правовой службе АТОР ему порекомендовали как раз обратное.

Когда турист пришел писать заявление, ему снова позвонили - теперь еще и некто Светлана. Светлана (она же индивидуальный предприниматель Чаплыгина), в отличие от юриста, не только не обещала вернуть деньги - она просила еще и доплатить, аргументируя свои действия тем, что при небольшой доплате в 60-70 тысяч рублей тур Вячеслава будет восстановлен, и он улетит, наконец, в Тунис. При этом она не сообщила Вячеславу, откуда у нее его номер и какова ее роль во всей этой истории, зато обещала прислать ему платежку с реквизитами оператора, в результате чего он, якобы, заплатит ему напрямую.

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама

Новый поворот сделал историю совсем интересной. Правовая служба АТОР связалась с ИП Чаплыгина. Поначалу, видимо, приняв звонящих за туристов, она говорила все то же самое, что и Вячеславу. Когда же Светлана поняла, что звонят ей не туристы, она рассказала следующее: агентство «Премьер-тур» было ее субагентом, она переживает за штрафы, которые ей, как агенту, выставит оператор, и поэтому звонит туристам и предлагает доплатить за сохранение туров. Еще немного пообщавшись со специалистами, женщина призналась, что платить, конечно, пришлось бы все равно на ее реквизиты, а не туроператора - тут она беззастенчиво лгала туристам.

Примечательно, что как оказалось, у правовой службы АТОР к тому времени уже был ещё один звонок от туристки, также пострадавшей от «Премьер-тура» и ИП Чаплыгина - Людмилы К., которая заплатила за недельный тур на двоих на Кипр около 75 тыс. рублей.

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама

Звонок туроператору расставил все на свои места. Оказалось, что отношения с «Премьер-туром» туроператор разорвал еще в прошлом году, лишив агентство возможности бронировать туры на своем сайте, а вот с ИП Чаплыгина работает до настоящего времени. Однако эти два турагента - ИП Чаплыгина и «Премьер-тур» договорились работать за спиной у оператора по своей схеме: ИП Чаплыгина предоставила «Премьер-туру» свой логин и пароль от личного кабинета туроператора и бронировали они туры вместе, о чем туроператор, естественно, не подозревал.

Когда ИП Светланы поняла, что «Премьер-тур» «кинул» и туристов, и ее, оставив с набронированными, но лишь частично оплаченными турами, она, не придумав ничего иного, стала эти туры аннулировать. Потом одумалась и поступила еще более «логично» - решила повторно взять с туристов деньги, которых недоставало, и восстановить заявки.

Однако эксперты из правовой службы АТОР рассказала туроператору, что ИП Чаплыгина, прикрываясь его именем, вводит туристов в заблуждение. В результате туроператор пообещал строго разобраться с незадачливым турагентом. Вероятно, непростой разговор у них в результате состоялся, потому что на следующий день агент обзвонила пострадавших туристов и сообщила, что Людмиле тур восстановила без доплат, а Вячеславу договорились сократить даты тура, но также обошлись без доплат с его стороны. Единственное, о чем она просила туристов - больше не обращаться к экспертам...

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама

Следующая история похожа на предыдущую, но гораздо короче - в ней не так много действующих лиц. Итак, туристы (трое взрослых и ребенок) забронировали в агентстве «Солнечный день» в Чертаново (номер в платном Реестре турагентов при «Турпомощи» - 1375  http://www.tourpom.ru/turagentstvam/spisok-turagentstv/1259/) тур в Болгарию на неделю, общей стоимостью в 1 тыс. 586 евро. Полная оплата тура была произведена к 20 августа.

Турагентство до 2 сентября честно выходило на связь, говорило о готовящихся визах, однако получить документы в офисе этой компании туристам так и не пришлось: агент перестал отвечать на звонки. Приехав в офис турфирмы, туристы обнаружили, что он несколько дней как опечатан. Туристы не стали долго думать, поехали в полицию, написали заявление об ущербе (по словам полицейских, с которыми общались наши туристы, таких заявлений на это агентство к тому времени было написано уже около 30).

Что делать дальше, туристы не знали и также обратились в одну из туристических организаций, где им помогли связаться с туроператором и выяснили, что из 1 тыс. 586 евро оператор получил только 267, причем и эти деньги агент заплатил только 15 августа, тогда как туристы предоплату внесли еще в начале августа. А далее, вплоть до 3 сентября, турагент уговаривал туроператора не аннулировать бронь, ссылаясь на то, что туристы – пенсионеры и никак не могут собрать полную сумму и заплатить за тур (что, естественно, оказалось ложью). После 3 сентября турагентство из реестра на связь с туроператором также уже не выходило.

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама

О чем все это говорит? Оба агентства-фигуранта этих историй - «Премьер-тур» и «Солнечный день» - находятся в реестре Турпомощи, причем последнее вступило туда 21 июня - не так уж давно. Если же посмотреть отзывы на работу агентства в интернете, выясняется, что работать плохо (http://pikabu.ru/story/turisticheskiy_lokhotron_ooo_quotsolnechnyiy_denquot_metro_chertanovskaya_4286364) «Солнечный день» начал как минимум с начала этого года.

Возникает ряд вопросов. Вопрос первый: получается, что нахождение турагентства в реестре ничего не решает? И достаточно просто заплатить «добровольный взнос», чтобы дальше «кидать» туристов уже более уверенно?

И второй: если с 1 января членство в реестре так и останется необязательным, как заявил на днях глава «Турпомощи» Александр Осауленко (http://www.mskagency.ru/materials/2591252, https://www.tourprom.ru/news/33734/), то зачем тогда этот реестр вообще существует? И в чем разница для туриста, какое турагентство его «нагреет» - состоящее в реестре или нет? Впрочем, г-н Осауленко уже успел опровергнуть необязательность реестра, заявив, что журналисты, «видимо, неправильно восприняли его слова».

При этом примечателен тот факт, что риторика спикеров, выступающих за реестр, звучит, как заученная. Сравним: «Сейчас членство в реестре турагентств является добровольным, однако с 1 января 2017 года оно станет обязательным. Убежден, что формирование реестра будет способствовать оздоровлению, повышению прозрачности турагентсткого рынка и профессионализма его участников. Это позволит нам отсечь фирмы-однодневки, которые оказывают некачественные услуги и не способны выполнить свои обязательства перед клиентами», - заявил глава Ростуризма Олег Сафонов, 11 апреля (https://ria.ru/tourism/20160411/1408081107.html). И другое выступление: «Введение реестра турагентов поможет оздоровить рынок и позволит ответственным компаниям вести доходный бизнес», - заявил глава «Турпомощи» Александр Осауленко.

С последним утверждением мы даже не спорим...

P.S. «Утверждения, что реестр турагентов при «Турпомощи» будет обязательным c 01.01.2017 года, а не вхождение в реестр будет предусматривать санкции и запрет на ведение турагентской деятельности, не соответствуют действительности и являются прямым введением в заблуждение представителей турбизнеса с целью получения доходов. Эти действия должны стать предметом рассмотрения юристов и соответствующих органов», - ранее сообщил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Андрей Гаврилов, президент АТА (Альянс Туристических Агентств).  Подробнее читайте по ссылке https://www.tourprom.ru/news/33734/.

Подписатся на новости:

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама