Год без «Трансаэро»: рынок оказался устойчивым

Ирина Архарова
26 Окт 16 5052
Год без «Трансаэро»: рынок оказался устойчивым
Год без «Трансаэро»: рынок оказался устойчивым

Подпишитесь на туристические новости:

В среду настала первая годовщина самого громкого события прошедшей осени – 26 октября 2015 года Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта «Трансаэро». По словам экспертов, данный катаклизм прошёл для туриндустрии с «наименьшими потерями», авиаотрасль лишилась «генератора демпинга», а в целом российский рынок продемонстрировал устойчивость и гибкость. Несмотря на потери и вынужденные маневры турбизнеса, ситуация в итоге пошла ему на пользу: флот и объемы нарастили многие авиакомпании, аффилированные с туроператорами.

Напомним, 19 октября прошлого года иск о признании авиакомпании «Трансаэро» банкротом подал Сбербанк. Согласно данным Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области дело под номером А56-75549/2015 о признании должника банкротом (ст.224 АПК, ст.4, 6, 7, 8, 37, 39, 41, 182, 203 и др. ФЗ О несостоятельности). 26 октября перевозчик прекратил полеты в связи с аннуляцией сертификата. Ранее, 1 сентября на совещании межведомственной комиссии при Минтрансе под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова была поддержана возможность продажи 75% + 1 акция «Трансаэро» ее главному конкуренту – «Аэрофлоту». Однако сделка в итоге так и не состоялась: акционеры «Трансаэро» не смогли консолидировать необходимый пакет акций. Перевозку пассажиров осуществлял «Аэрофлот», а также некоторые другие крупные перевозчики. В итоге после «Трансаэро» автоматически высвободилось 156 допусков на выполнение международных рейсов, из которых 56 наиболее коммерчески привлекательных перешли «Аэрофлоту», как компенсация за перевозку пассажиров «Трансаэро», правда 13 ему пришлось отдать после претензий ФАС.

По прошествии года эксперты оценивают уход «Трансаэро» как «вынужденную санацию» рынка, ожидаемого дефицита провозных емкостей не случилось даже на дальнемагистральных направлениях, в том числе в связи с падением спроса. При этом сложный для туроператоров фрагмент переговоров и поиска новых перевозчиков прошел в сентябре-октябре, до официального банкротства. Также рынку помогло то, что уход «Трансаэро» не пришелся на горячий сезон и была возможность обеспечить перевозку оставшихся туристов силами альтернативных перевозчиков. Не оставшихся в накладе – например, «Сибирь», «ЮТэйр» и «Уральские авиалинии» нарастили свои объемы пассажиропотока на 20-30%. А на туристические направления пришли аффилированные с туроператорами авиакомпании.

«Уход «Трансаэро» рынок благополучно пережил благодаря нескольким факторам. В первую очередь, все пассажиры смогли получить перевозку, их перевез «Аэрофлот» и другие авиакомпании. Соответственно, в отличие от 2014 года для туррынка почти не было имиджевых потерь. Хотя для туроператоров, «завязанных» на перевозку «Трансаэро», сентябрь и октябрь были наиболее сложными месяцами», - пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Дмитрий Горин, глава транспортного комитета АТОР. При этом эксперт отметил, что второй причиной более-менее легкой адаптации стал фактор, способствовавший краху «Трансаэро» - рынок «ужимался», сокращалось количество туристов, сокращались международные полеты. «Соответственно, когда «Трансаэро» прекратило свою деятельность, не было дефицита мощностей. Туроператоры имели шанс менять свои емкости. В итоге авиарынок продемонстрировал гибкость, авиакомпании смогли распределить емкости, в том числе авиаперевозчики, аффилированные с туроператорами также увеличили свою долю присутствия», - отметил Дмитрий Горин. По его словам, такая возможность для расширения была обоснована – именно на туристических направлениях была немалая доля рынка «Трансаэро», а после закрытия Египта туроператорам так или иначе пришлось расширять «дальние» направления.

«Главное, что стоит отметить – после ухода «Трансаэро» значительно меньше стало демпинговых предложений. Они есть, но их доля значительно сократилась. Рынок нашел некоторый баланс, сначала были проблемы по дальнемагистральным направлениям, потом они перераспределились на других перевозчиков, в том числе и туроператорских компаний. Цены, конечно, стали чуть сложнее для потребителя, однако эти цены соответствуют нормальным рыночным расценкам», - оценил Дмитрий Горин.

Кроме того, факт ухода «Трансаэро» достаточно быстро заслонили другие «актуальные события» на туррынке – меньше чем через неделю случилась катастрофа А321 в Синае, закрытие Египта, закрытие Турции…

«В целом год был сложный, и рынок показал свою устойчивость и гибкость в тяжелых условиях. В том числе в непростом вопросе взаимоотношений туроператоров и перевозчиков – кто-то увеличивал свой авиапарк, кто-то сокращал. В целом рынку эта ситуация помогла избавиться от лишней перевозки, которая порождала демпинг, важно, чтобы демпинг не вернулся. Но главное – что уход «Трансаэро» не привел к потерям потребителей, иначе это было бы серьезным ударом для туррынка», - резюмировал Дмитрий Горин.

Это точно интересно:
Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!