Все достопримечательности Череповца (0)
Достопримечательности Череповца представлены на этой странице в виде рейтинга на основе отзывов туристов. Так что же интересного посмотреть в Череповце? Ниже все достопримечательности Череповца собраны в одной сводной таблице: каждая достопримечательность снабжена крупной фоткой, подробным описанием, адресом и телефоном, помечена на карте, и к ней любой турист может оставить свой отзыв.
Онлайн заказ на Pomogator.Travel: никаких посредников и предоплат!
архитектурно-исторические памятники: Свой первый план регулярной застройки Череповец, основанный в 1777 году, обрел на пятый год от рождения. План представлял собой обычную для разрабатывающихся тогда градостроительных проектов сетку перпендикулярных улиц, наложенную на рельеф местности. Этим планом регламентировался порядок застройки будущего города. К нему прилагались «примерные фасады», разработанные Комиссией каменного строения. Впрочем, план органично включал в себя и ранее сложившиеся ансамбли площадей, был соотнесен с ландшафтом и условиями окружающей среды.
Современный «старый Череповец» представляет собой пример детально точного осуществления на практике первого в его истории генерального плана. С северо-востока и северо-запада город ограничивался валом и рвом, с юга расположение кварталов следовало течению Ягорбы. Вся территория города была разделена на 46 кварталов, образующих 24 улицы. Центральной осью планировочной структуры стал Воскресенский (ныне Советский) проспект, направление которого определялось руслом Ягорбы. Он соединял ансамбль Воскресенского монастыря с торговой площадью села Федосьева. Так, на стержне главного проспекта сохранились и приобрели регулярные очертания две исторически сложившиеся площади — Благовещенская (ныне Красноармейская) и Соборная. Между ними появилась новая, которая должна была стать и стала средоточением городской торговли и одновременно административным центром. Площадь, названная Торговой, находилась на пересечении Воскресенского проспекта и Крестовской улицы (ныне ул. Ленина).
На Воскресенском проспекте строились более состоятельные граждане, главным образом купечество. На параллельных улицах (Благовещенской, Дворянской, Покровской) возводили дома ремесленники и немногочисленные дворяне. Строительство жилых домов шло оживленными темпами, и к 1795 году было уже возведено 168 жилых деревянных домов.
Первый жилой каменный дом был построен на Воскресенском проспекте лишь в 1807 году, точно по «примерному фасаду», присланному из Комиссии каменного строения.
К 1844 году в Череповце существовало шесть каменных жилых домов, сохранившихся до нашего времени. Из деревянных зданий первой половины XIX века сохранилось лишь два дворянских особняка: дом, в котором родился художник В. В. Верещагин и дом помещика Гальского за Шексной. Последний считается ярким примером проявления классицизма в русском деревянном зодчестве. Архитектура здания как бы воспроизводит в дереве распространенные к тому времени формы каменного зодчества. В чем и заключается его историко-художественный интерес.
В 60-70-е годы XIX века в каменной застройке города доминирующее значение имеют здания «краснокирпичного стиля» . Стиль этот сложился на основе рационалистических воззрений на задачи архитектуры. В нем романтическое увлечение отечественным и западноевропейским средневековьем сочеталось с деловитой суховатостью «рациональной» архитектурной формы, привязанной к конструктивным особенностям здания. С 70-х годов XIX века появилась должность городского архитектора при городской управе. Им стал Антоний Адамович, который также являлся сторонником «краснокирпичного стиля» . Вообще, в Череповце в конце XIX века индивидуальное строительство строго регулировалось городскими архитекторами: П. Подшиваловым, А. Чуркиным, А. Нестеровым.
К концу XIX в. Череповец значительно вырос и по численности населения и территориально, возросли культурные запросы населения. В «краснокирпичном стиле» строятся здания учебных заведений: женской гимназии (это была одна из первых женских гимназий, построенных в уездном городе России), реального училища, Александровского технического училища. В том же стиле в 1898 году на Александровском пр. (ул. Луначарского, 39) было построено специально для городского музея каменное здание (позднее его отштукатурили), ныне там располагается Детский музей. Сам город развивался главным образом в западном и северо-западном направлении.
В начале XX века проводятся большие работы по реконструкции Торговой площади — в «краснокирпичном стиле» сооружаются торговые ряды, здание театра с башней-часозвоном (Камерный театр). По существу, восьмиугольная площадь оказалась застроенной, и сейчас о ее границах напоминают лишь «череповецкие криули» . Этот стиль стал архитектурной «визитной карточкой» Череповца. Здания «кирпичной» архитектуры были изображены на многих открытках, издававшихся до 1918 года череповецкими издателями.
В дореволюционное время на территории современного города существовало 10 церквей и три часовни. В настоящее время сохранился лишь Воскресенский собор, по старым чертежам воссоздан Рождественский храм, восстановлены три часовни (Святителя Николая чудотворца, преподобного Филиппа Ирапского, Источническая).
Из построек «постреволюционно-довоенных» следует отметить новое здание музея, завершенное в 1928 году Возведенное в псевдоклассических традициях с купольным покрытием, оно удивляло необычностью архитектуры, но прекрасно вписывалось в архитектурный ландшафт.
После начала строительства в Череповце металлургического завода, к 1951 году институтом Ленгипрогор был разработан генеральный план города, определивший его развитие в северном и северо-западном направлениях. Предусматривалось также создание новых жилых массивов за Ягорбой и за Шексной. Новый город оказался активно подключен к старому городскому центру, естественным образом дополнил и продолжил его. Градостроители нашли удачный прием в решении сложной задачи органического соединения существовавшей малоэтажной застройки старого города с домами повышенной этажности нового района. На участке их сопряжения из бывшего кладбища был создан парк, плавно переходящий в площадь, дополняемую сквером. Парк служит началом улицы Металлургов. Ансамбль этой череповецкой улицы можно отнести к лучшим достижениям советской архитектуры. Точно определены и выдержаны интервалы разнообразных по архитектуре, но исполненных в едином стилистическом ключе, зданий. Дома в застройке разбиты и дополнены скверами и цветниками. Блочные здания построены по новой, впервые примененной в Череповце, технологии крупнопанельных домов. Самым первым было построено здание на пр. Победы 35, которое является ярким представителем начала индустриального домостроения в Советском Союзе. Несмотря на сильные морозы, здание было построено за 27 дней и в декабре 1956 года пущено в эксплуатацию.
Из построек 1970 — 1980-х годов следует отметить уникальный вантовый мост через Шексну. Единственный в России он был построен в 1979 году по образцу Западно-Германского моста через Рейн. Высота опоры — 85 метров, протяженность более километра, общая длина вантов 16 км (каждый метр их весит 30 кг). Мост явился гармоничным продолжением улицы Сталеваров и началом Октябрьского проспекта. Соединяя две части города, он не только выполняет утилитарную задачу сообщений, но и служит уникальным архитектурным решением между «прошлым» и «будущим» . Выражением «будущего» становятся частные коттеджи и многоэтажные жилые здания, выполненные с учетом градостроительной эстетики. 16 июля 1993 года было сдано в эксплуатацию здание Дворца металлургов . Его общая площадь составляет 17,5 тыс. кв. м. В отделке применены долговечные материалы — карельский гранит, забайкальский и узбекский мрамор. Дворец своей «неброской сдержанностью» дополняет белокаменный ансамбль церкви Рождества Христова.
На данном этапе архитектура Череповца, как и всякого развивающегося города, несколько эклектична, что, впрочем, придает ему особую, ни с чем не сравнимую прелесть.
Сегодня город занимает площадь 12 094 га. Его функциональная структура сформирована четырьмя жилыми районами (Индустриальный, Северный, Заягорбский, Зашекснинский) и пятью производственными зонами (Центральная, Северо-Западная, Северная, Заягорбская, Зашекснинская).
Планировочная структура Индустриального и Северного жилых районов уже сформирована, территориальные резервы для перспективного развития исчерпаны.
Заягорбский район в планировочном отношении сложился в значительной степени, однако имеет резервы для территориального развития в восточном направлении.
Зашекснинский район, являющийся основной территорией жилищного строительства последних лет, обладает значительными территориальными ресурсами.
До недавнего времени Череповец развивается в соответствии с генеральным планом, разработанным ГПИ «ЛенНИИПГрадостроительства» и утвержденным 24 декабря 1991 года. Для своего времени это был реалистичный и перспективный документ, в большинстве своем оправдавший прогнозы. Как генплан города, так и современные градостроительные документы сыграли положительную роль на соответствующих этапах развития города. Действующий Генеральный план городского округа «ГородЧереповец» разработан ФГУП «НИИПГрадостроительства» в 2004-2005 годах и определяет градостроительную стратегию до 2020 года
храмы/монастыри: музеи: Дом Музей Верещагиных
Музей занимает территорию около 2 гектаров, на которой находятся 7 зданий, парк, сад и аптекарский огород, со временем предполагается задействовать все здания, находящиеся на территории комплекса. В настоящее время музейные экспозиции расположены в 2-х зданиях — деревянном и каменном.
Дом-музей И.А.Милютина
Дачный дом череповецкого городского головы И. А. Милютина является характерным образцом особняка нового типа и ярким свидетельством промышленного и культурного подъема последней четверти XIX — начала XX века. Он расположен на высоком живописном берегу Шексны западнее Воскресенского собора.
Музей «Дом И. А. Милютина» был открыт 4 ноября 2006 года. Экспозиция музея посвящена жизни и деятельности городского головы. В залах представлены документы, фотографии, книги, вещи, принадлежавшие семье Милютиных.
В музее проходят творческие встречи с поэтами и художниками города, литературные вечера, заседания, деловые встречи, переговоры. Музей занимается организацией и проведением праздников, связанных с купеческим бытом, предоставляет возможность фотосъемок в исторических интерьерах. Научная деятельность музея предполагает помимо собственных исследований сотрудничество с научными и образовательными учреждениями города в форме круглых столов, семинаров, конференций
Историко-краеведческий музей
Музей располагается в специально построенном в 1928 году для музея здании.
Экспозиция «Город юный — город древний» расскажет о прошлом края с древнейших времен до наших дней. В экспозиции представлены вооружение ордынского воина, офицерские мундиры и оружие 18 — 20 веков, дамские платья и крестьянские сарафаны, кожанка комиссара 1918 года, зенитная пушка и авиационная бомба времен Великой Отечественной войны, модель первой доменной печи; келья монаха Череповецкого Воскресенского монастыря, интерьеры жилых комнат 1930-х и 1950-х годов. Образно представлен и современный город.
В музее работает детский исторический музейный клуб «Димка», где родители вместе с детьми могут поиграть в компьютерные и настольные игры исторической тематики, или оставить детей в клубе на попечение научного сотрудника, чтобы подробно и не спеша осмотреть экспозицию музея.
В музее для взрослых и детей проводятся мастер-классы по народным промыслам, занятия по керамике, росписи по шелку, росписи по дереву, лоскутному шитью. Иногородние посетители под руководством научного сотрудника могут сами изготовить сувенир на память о Череповце.
Историко-этнографический музей «Усадьба Гальских»
Уникальный памятник истории, культуры и архитектуры XIX века расположен в бывшей усадьбе дворян Гальских «Горка». В свое время усадьба была одной из самых богатых в Череповецком уезде, в настоящее время является единственной помещичьей усадьбой в области, где сохранились все хозяйственные постройки: барский дом, дом управляющего и садовника, людские избы, амбары, конюшня, жеребятник, шорная мастерская.
Усадьба Горка связана с имением местных дворян Кудрявых и Гальских, игравших заметную роль в жизни уезда. Последний владелец усадьбы, Николай Львович Гальской, дважды избирался предводителем уездного дворянства, был известен как земский деятель и передовой хозяйственник.
В экспозиции историко-этнографического музея отражена история рода Гальских, бытовой уклад жизни и общественная деятельность хозяев.
Сейчас музей предлагает посетителям обзорные экскурсии по усадьбе, экскурсии по конюшне; катание на лошадях, прокат лошадей и снаряжения. Здесь работает конно-спортивная секция, где под руководством опытного руководителя можно обучиться верховой езде, созданы группы иппотерапии.
Для детей работает студия керамики.
Бесплатно и без регистрации!