ТЕМЫ ДНЯ:
Компенсационный фонд для турагентств: подробности и перспективы
Профессиональные объединения в бизнесе всегда вызывают массу вопросов у потенциальных участников. К новорожденному Альянсу турагентств у туристической розницы уже накопилось множество вопросов. На наиболее острые из них, связанные с организацией компенсационного фонда, аналогичного фонду «Турпомощи», о принципах функционирования организации, о типовых договорах «турагент-турист» и «туроператор-турагент» в рубрике «Актуальное интервью» отвечает корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Александр Гаврилов, президент Альянса Туристических Агентств (АТА), советник руководителя Ростуризма.
- Андрей Юрьевич, сегодня самый болезненный вопрос – создание компенсационного фонда для агентского рынка наподобие фонда «Турпомощи» для операторского. Профессиональным турагентам важно, чтобы новый инструмент решил два главных вопроса: с одной стороны - поднял доверие клиентов к турагентствам, сделав покупку туров у них безопасной для туристов, а с другой – уменьшил бы конкуренцию, убрав с рынка сезонные компании. Насколько такой фонд сможет удовлетворить подобные ожидания турагентов?
- В вопросе уже содержится часть ответа – действительно, всем турагентствам важно, чтобы этот фонд решил оба эти вопроса. С одной стороны, поднял доверие клиента к турагенту, а с другой стороны, сделал бы более здоровой конкуренцию на рынке турагентских услуг. Создавая этот фонд, мы как раз и ставили задачу решить эти два вопроса.
- Вопрос вдогонку: многие турагентства боятся такого фонда из-за чрезмерного увеличения финансовой нагрузки. Пример тому – фонд «Турпомощи», из-за невозможности платить в который были вынуждены закрыться некоторые нишевые туроператоры. Насколько такие опасения верны? Не произойдёт ли «зачистка» агентского рынка?
- Вопрос этот обсуждается очень широко в различных профильных СМИ и на интернет-сайтах, и реакция на него была достаточно бурная, это правда. Но, во-первых, при определении размеров этого фонда мы будем исходить из статистики, основанной на фактах деятельности недобросовестных турагентств, которые исчезают с деньгами туристов, не донеся эти средства туроператорам. Во-вторых, мы будем исходить из того, чтобы финансовая нагрузка на участников рынка была бы минимальна. В любом случае, такой взнос должен быть не обременительным для турагента. Для этого, возможно, средства фонда будут формироваться постепенно - год или два. Причем в случае, если средства не будут использованы, как это пока происходит с «Турпомощью», в следующем году члены альянса взносы платить вообще не будут.
Тем не менее, негативная реакция турагентов понятна: «вот, очередные поборы». Однако мы действительно постараемся минимизировать эти взносы для того, чтоб не обременять участников рынка. Какие это будут суммы – посчитаем при участии комиссии по стандартам, правовой комиссии, а также руководителей сетей, входящих в альянс. Обещаю, что мы посчитаем всё очень аккуратно, очень внимательно взвесив все аргументы.
А что касается зачистки рынка – я бы не стал это так назвать. За счет внутренних стандартов и требований к членам альянса мы лишь поставим барьер для выхода на рынок недобросовестных турагентств, в чем заинтересованы все.
- Ещё вопрос по фонду: его планируется создать в рамках АТА как саморегулируемой организации? Или же Ростуризм предложит внести такую новеллу в законодательство о туризме? Если в рамках АТА, то турагентства, не входящие в Альянс, смогут не участвовать в наполнении такого фонда?
- Когда создавался Альянс – он создавался как саморегулируемая организация, эта тема достаточно широко обсуждалась. Более того, в федеральной целевой программе отдельно выделена поддержка деятельности, направленной на развитие саморегулируемых организаций. А к саморегулированию мы придем, как скоро – не знаю. Такое предложение готовит Ростуризм – вплоть до обязательного саморегулирования агентской деятельности. Насколько быстро оно вынесено на обсуждение – пока тоже неизвестно. Но изначально мы ставили такие задачи: создание саморегулируемой организации турагентств и фонда как условия ее существования. Агентства, не входящие в альянс, не будут иметь права на средства фонда, за чужие агентства мы платить, разумеется, не будем.
- Другая злободневная тема для турагентств: договорные отношения с туристами и туроператорами, а также обязанности и ответственность, которые оттуда вытекают. АТА уже разработал типовой договор турагент-турист. Насколько этот документ оказался востребован в агентской среде? Много ли турагентств начали им пользоваться? Можно ли его применять турагентствам, которые не являются членами АТА? Многие ТА самостоятельно, но очень серьёзно готовили себе подобные договоры, с привлечением профильных юристов. В чём преимущество вашего варианта договора?
- С 1 января мы ввели в действие в форме внутреннего контракта вот этот договор, используемый всеми агентствами, входящими в сети, которые являются членами альянса. Согласно данным руководства сетей, все их агентства этот договор уже начали использовать. Таким образом, этот договор уже используют порядка 3.5 тысяч агентств. Кстати, он размещен на сайте АТА, и любые агентства, даже не являющиеся членами нашей ассоциации, могут использовать его в своей работе.
Договор действительно отрабатывался тщательно, мы старались учесть все требования законодательства, и одновременно с этим – не перегружать требованиями потребителя, формулировки были четкими и ясными. На наш взгляд эта форма договора является оптимальной. Кстати, если мы посмотрим на членов альянса, то увидим многих, кто работает на рынке не один десяток лет – компетентности и профессионализму этих людей можно доверять. У них достаточно богатая практика, и мы постарались в этом договоре собрать и учесть опыт наших уважаемых коллег. В этом преимущества нашего варианта договора.
- Когда появится типовой договор ТА-ТО? Учитывая, что часто туроператоры навязывают турагентством невыгодные условия сотрудничества в своих договорах, такой типовой вариант очень ожидаем рынком...
- На сайте у нас есть информация о решении правления. В ноябре была сформирована правовая комиссия, которая сейчас разрабатывает типовой договор «туроператор-турагент» и проект такого договора подходит к окончательному варианту. Как только он будет готов, он пройдет согласование экспертными и юридическими службами членов правления. После этого мы будем выходить на туроператоров и АТОР и обсуждать, приходить к единому знаменателю. В феврале-марте мы планируем создать с АТОР общую рабочую группу для урегулирования спорных моментов.
При этом по форме это будет агентский договор, потому что именно такая форма оптимально соответствует текущему законодательству.
- Заключительный вопрос: в последнее время на рынке стали муссировать слух о якобы выходе из состава АТА некоторых его членов. Проясните, пожалуйста, реальную ситуацию – покидают ли АТА турагентства, приходят ли в его ряды новые участники, какую выгоду даёт им членство в ваших рядах, каков размер членских взносом, кого вы готовы принять, а кого не примите ни под каким предлогом?
- Дело в том, что при регистрации альянса мы исходили из того, что участниками альянса могут быть как сети турагентств, так и независимые турагентства. Но поскольку процедура создания альянса проходила в сжатых временных рамках, получилось так, что в АТА вошел и «Центр бронирований». Поняв это, мы предложили привести в соответствие с требованиями устава состав членов альянса, чтобы в него входили лишь юрлица, обладающие характеристиками турагентской деятельности. Что касается новых членов – у нас уже есть ряд заявлений на вступление, и на ближайшем правлении мы их рассмотрим. Интерес, по крайней мере, точно есть.
Что касается выгод, то мы говорим о взаимодействии, выработке единых подходов, использование преимуществ объединенного опыта, оказание содействия, участие в обсуждении нормативно-правовых и законодательных актов и т.п. Эти и многие другие возможности мы готовы предложить участникам уже сейчас. Взносы у нас не зафиксированы, а определяются расходами на содержание дирекции и организационные тратами. Мы готовы принять тех, кто хочет взаимодействовать, готов к сотрудничеству и является добросовестным предпринимателем. При этом не примем ни под каким предлогом компании, к которым возникает подозрение на некорректность ведения дел, а также компании-однодневки.
«АТА (Альянс Туристических Агентств)» в интернете
- 20.02.2020 Туроператор Спектрум и Альянс Туристических Агенств (АТА) скооперировались с детским киножурналом Ералаш
- 12.12.2019 АТА и разработчик Электронной путевки начали официальное сотрудничество
- 31.10.2019 Беззащитность турагентств перед туроператорами: как уйти от кабальных договоров?
- 29.10.2019 Турагенты предложили ввести компенсации туристам по «Франкфуртской таблице»
- 01.10.2019 В Российско-Белорусском конгрессе АТА примет участие глава профильного комитета Госдумы
Бесплатно и без регистрации!