ТЕМЫ ДНЯ:
Демпинг как массовое явление на российском туррынке. Возможно ли с ним бороться и к чему он приводит?
Турфирму «Нева» часть сургутских туроператоров обвинила в демпинге на местном рынке. Как на самом деле компания входила на этот рынок и что она рекомендует другим турфирмам?
Интервью с Алексеем Владимировичем Каширским - первым заместителем генерального директора и директором московского филиала компании «Нева».
- Алексей Владимирович, недавно «Неву» часть сургутских туроператоров обвинила в демпинге при выходе на местный рынок. Прежде всего, хотелось бы услышать ваше отношение к демпингу в туризме как явлению?
- Мое отношение – отвратительное и резко отрицательное. Я убежден, что демпинг подрывает рынок и часто приводит к катастрофическим ситуациям, когда инициаторы демпинга или вступившие с ними в вынужденную борьбу компании, в конце концов разоряются. В тоже время сам демпинг бывает нескольких видов – запланированный, который часто используется при выходе на рынок, и вынужденный при изменении баланса спрос / предложение. Демпинг также можно разделить на мошеннический и на поддержанный реальными ресурсами.
- Если можно, то поподробнее о таких типах применительно к туризму...
- Демпинг для вхождения на рынок очень распространен во всех секторах экономики, причем - по всему миру. На туристическом рынке России он также очень популярен. Могу сказать вам, что, например, «Нева» его также применяет. Хотя в действительности мы, в отличие от многих своих конкурентов, используем лишь так называемый «псевдодемпинг», т.е. никогда не опускаем цену продажи наших туров ниже их себестоимости. Удаётся это нам не просто и не всегда: мы выходим на новые рынки, только получив возможность предложить на них существенно более дешевый турпродукт, чем доминирующий до нашего выхода. Однако если сократить издержки по сравнению с местным рынком нам не удается, на этот рынок мы не выходим – это экономически не оправдано. Например, экономика нашего рейса из Сургута в Анталию следующая: мы летаем на Ту-204 против Ту-154 наших конкурентов. Новый лайнер съедает за час полета вместо 6 тонн керосина лишь 3.5. Средняя стоимость топлива сейчас составляет $700-750 за тонну, а лететь в Анталию из Сургута ок. 6 часов. Т.е. уже набежала экономия в $10-12 тыс на рейс только за полет в одну сторону. Учтите разную емкость машин: вместо 150 туристов за один рейс мы везем сразу 190. Вот вам реальная экономия, примерно в $150 за одно кресло. А если еще учесть, что турецкие партнеры по инерции давали сургутским компаниям, как региональным, завышенные цены на отели - по нашим данным примерно на $20 в сутки на человека, то не стоит удивляться нашим «демпинговым» ценам по сравнению с местными.
- А какова вообще особенность выхода на региональные туррынки? Почему вас там воспринимают в штыки?
- Как и все новое, приход федерального туроператора и разрушение местной монополии тяжело воспринимается местной туристической элитой. Местный туррынок годами варится в собственном соку и, естественно, всё новые отторгает. Более того, могу вам сказать, что по моим наблюдениям, в регионах существует еще и круговая порука. Что бы не допустить «чужака», местные особую надежду возлагают на так называемый административный ресурс. Вера в могущество местного «царька» настолько сильна, что почти все местные турфирмы всегда стопроцентно уверены, что «чужаку» взлететь из их региона никогда не дадут. Из этого вытекает еще одна проблема: многие местные агентства боятся стать ренегатами и предателями в глазах своих туроператоров. Они опасаются, что если они начнут работать с «чужаком», а его программа все же не получится, то местные операторы его потом затопчут. Именно по этим причинам «Нева» решила не создавать собственных представительств во многих регионах, а опереться на местные компании – при этом нас в меньшей степени воспринимают в качестве «чужака». И именно по этим причинам мы начинаем выход на новые рынки по нетто-ценам.
- Вы могли бы поделиться поучительным примером из жизни по выходу «Невы» на региональные рынки?
- Пожалуйста, вот ва
«НЕВА» в интернете
- 29.04.2015 От «Невы» потребовали еще 200 миллионов
- 13.01.2015 «Нева» официально признана банкротом
- 08.12.2014 В Санкт-Петербурге состоялся митинг туристов обанкротившихся туроператоров
- 27.11.2014 В туризме продолжаются «посадки»: арестован глава «Невы»
- 24.11.2014 «St.Peter Line» отсудила у «Невы» более 11 млн рублей
Бесплатно и без регистрации!