ТЕМЫ ДНЯ:
Как это работает: продажи туров онлайн
Еще 10-15 лет назад шли ожесточенные споры: будут ли пользователи приобретать товары онлайн или продолжат по привычке ходить в магазины, чтобы потрогать товар перед покупкой. Немногие энтузиасты верили в то, что за дистанционной торговлей будущее. Примерно то же самое сейчас происходит в отрасли туризма. Есть два лагеря непримиримых спорщиков. Одни верят, что россияне придут к покупке туров в онлайн. Другие считают, что нашим соотечественникам еще много лет будет необходимо приходить в офис, смотреть на фотографии отелей вместе с турагентом и слушать его рассказы, для того чтобы принять решение. Об особенностях интеграции интернет-магазина по продаже туров с туроператорами Турпром расспросил технического директора компании Onlinetours.ru Илью Острерова.
- Илья, как технологически устроена работа интернет-магазина путешествий? Как происходит интеграция между вашим порталом и туроператорами?
- Интернет-магазин по продажам туров – сложный технологический продукт, который держится на трех китах, обеспечивающих полноценную работу всей системы: быстром поиске всех доступных вариантов, полноте предоставляемой информации и скорости бронирования тура на сайте. Сейчас на рынке работает несколько сотен туроператоров, каждый из которых располагает собственной информационной системой, зачастую являющейся уникальной и потому крайне сложной в модернизации и расширении. Существуют также метапоисковики, берущие на себя всю головную боль в вопросах интеграции с внутренним поиском каждого туроператора. Использование метапоисковиков, безусловно, способно устранить большую часть проблем, связанных с поиском туров. Но, к сожалению, как только вы захотите предложить своим клиентам что-то уникальное, чего еще нет у метапоисковиков, возникает необходимость прямой интеграции с информационными системами туроператоров.
- То есть, чтобы получить данные, нужно просто подключиться к системе туроператора?
- В идеальном мире все туроператоры пользовались бы единой системой, обладающей стандартизированными интерфейсами для внешней интеграции и экспорта информации. Но жизнь несправедлива, поэтому технологических стандартов практически нет. На рынке представлено несколько решений для автоматизации работы туроператоров, но большинство крупных игроков либо дорабатывают эти решения под свои нужды, либо разрабатывают что-то свое.
На технологическом уровне туроператор может предоставить веб-сервис, обладающий рядом методов для осуществления поиска туров в его базе. Это может быть SOAP-сервис или REST API в каком-то виде. Но могут быть и крайние случаи, когда туроператор не желает интегрироваться с внешними системами и не предоставляет никаких стандартных методов. В этом случае приходится писать парсеры HTML, которые, с точки зрения серверов оператора, ведут себя как обычные клиенты, зашедшие на сайт. Это, конечно, самый неудобный вариант, а когда туроператор начинает активно защищаться от парсинга, все становится в разы сложнее. Но стоит отметить, что опытные разработчики всегда могут написать парсер для конкретного сайта туроператора.
- А как устроена система поиска отелей? Ведь их сотни в каждой стране. Каким образом вы собираете информацию?
- Для того чтобы успешно продавать туры онлайн, необходимо предлагать клиенту не только стандартный набор характеристик об отелях, о которых можно узнать на любом отельном сайте, но и предложить эксклюзивную информацию. Например, какой вход в море, сколько метров от отеля до пляжа или много ли русскоговорящих туристов бывает в том или ином отеле. Получить такой массив информации лишь автоматическими средствами просто невозможно. Поэтому крайне важна работа контент-менджеров, собирающих информацию из всех доступных источников.
Отзывы людей, побывавших в отеле - следующий немаловажный критерий при выборе тура. И здесь снова можно воспользоваться автоматическим сбором отзывов со всех доступных ресурсов, но гораздо эффективнее всегда собирать реальные отзывы клиентов. Каждый наш турист через несколько дней после возвращения из отпуска получает письмо с просьбой поделиться своими впечатлениями об отеле, а затем все эти отзывы размещаются на сайте интернет-магазина, чтобы помогать принимать решение другим туристам.
- Но ведь отели часто меняют названия. Или по-разному пишутся у разных туроператоров.
- Да, это одна из проблем на этапе интеграции с туроператорами. Как ИТ-системе сопоставить один и тот же отель, найденный у различных партнеров и понять, что Luxury Bahia Principe Ambar, Grand Bahia Principe Ambar и Luxury Bahia Principe Ambar (Don Pablo Collection) это одно и то же? Тогда на помощь приходят различные алгоритмы поиска, а в особенно сложных случаях приходится привлекать человека, который окончательно примет решение и объединит эти разные сущности в одну.
- Часто ли возникают сложности при бронировании тура?
- Порой возникают ситуации, что понравившийся туристу тур на определенные даты невозможно забронировать по целому ряду причин. Опять же, в идеальном мире, где все туроператоры обладают современными информационными системами, а все клиенты не боятся платить банковскими картами через интернет, бронирование через туристическое онлайн-агентство не вызывает проблем. В реальности все далеко не так.
Лишь считанные единицы туроператоров имеют доступные API для выполнения бронирования программными средствами, без привлечения человека. Большинство же игроков рынка считает, что наличие человека-посредника между клиентом и продавцом – необходимое условие совершения сделки. Все эти сочленения, в которых взаимодействуют люди, вносят дополнительные риски и замедляют весь процесс бронирования. Так что пока это узкое место в сотрудничестве туроператоров и онлайн-игроков по продажам туров.
Однако очевидно, что будущее за мультиканальностью и что все больше участников рынка будут активно осваивать онлайн-пространство. Выиграют от этого и сами туроператоры, и клиенты.
«Onlinetours.ru» в интернете
Бесплатно и без регистрации!