Турагентство потребовало у ФАС проверить законность топливных сборов авиакомпаний

Ирина Архарова
10 Апр 15 8846 1
Турагентство потребовало у ФАС проверить законность топливных сборов авиакомпаний
Турагентство потребовало у ФАС проверить законность топливных сборов авиакомпаний

Подпишитесь на туристические новости:

Обращение с просьбой проверить законность топливных сборов, которые авиакомпании взимают с туристов, направило в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) турагентство «Онлайн Тур». По оценкам его экспертов, такие сборы составляют от 40% до 60% от стоимости авиабилета, и при этом необоснованны, так как когда-то вводились на фоне высоких мировых цен на нефть, более чем в два раза превышающих сегодняшний уровень. Впрочем, по мнению юристов, опрошенных корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», формально топливные сборы имеют вполне законные основания, так как предусмотрены Воздушным кодексом и Федеральными авиационными правилами. Тем не менее, в своей проверке ФАС может оценить, насколько авиакомпании завышают размер этих «ценовых надбавок», и если выяснится, что перевозчики используют их не для компенсации стоимости топлива, а лишь для дополнительного заработка, то их могут ждать существенные штрафы и репутационные потери, особенно тех, кто попадёт в антирейтинг «самых жадных авиакомпаний».

«На фоне снижения цен на нефть и авиационное топливо практика взимания топливного сбора необоснованна. У нас увеличилось количество жалоб от туристов по этому поводу», - пояснил свое обращение «Коммерсанту» гендиректор турагентства Андрей Бородин. По его словам, обращение ведомство получило ещё 3 апреля, что подтверждено и представителем ФАС. При этом решение по жалобе может быть вынесено к майским праздникам. «Изначально топливный сбор компенсировал авиакомпаниям резко возросшие расходы на авиакеросин, поэтому и взимался с пассажиров и туристов не в составе тарифа, а в качестве дополнения. Это было оправдано в 2008 году, когда нефть достигала $140 за баррель, но сегодня эта цена варьируется в диапазоне $48-60, при этом средний размер топливного сбора остается неизменным - от $20 до $100. А ведь размер сбора должен быть пропорционален стоимости мировых цен на нефть»,- указывается в письме «ОнлайнТур» в ФАС. В итоге, например, для семьи из 4-х человек доплата за топливо превышает 10 тысяч рублей. Какие механизмы ценообразования у российских аэропортов и топливно-заправочных компаний приводят к таким цифрам - не известно и требует внимания антимонопольного ведомства, уверены в компании.

Напомним, топливные сборы были введены в 2004 году, соответствующим приказом Минтранса о правилах формирования тарифов на регулярные перевозки. Стоимость топлива может не включаться в общую цену билета и рассчитываться отдельно, других вариантов компенсировать эти расходы приказом не предусмотрено. Размер сборов, ровно как и тарифы перевозчиков, регулируется на рыночных условиях. При этом закон не запрещает включение сбора в стоимость тарифа, но одновременное установление надбавки и включение в тариф неправомерно.

«В принципе, сборы предусмотрены и Воздушным кодексом, и Федеральными авиационными правилами. Поэтому по данной жалобе ФАС может рассмотреть «пропорции» этих сборов. По нашему опыту можно предположить, что если сборы окажутся завышенными, то авиакомпании могут быть оштрафованы», - рассказала корреспонденту «ТУРПРОМ» Ольга Полещук, руководитель юридического отдела юридического агентства «Персона Грата». При этом, по словам эксперта, топливные сборы предусмотрены в том числе и международным законодательством, причем с очень «интересной» особенностью: в случае покупки билета по возвратному тарифу, при его возврате пассажир получает лишь стоимость самого билета, а стоимость топливных сборов удерживается авиакомпанией.

Подобные «уловки» авиакомпаний давно и совершенно справедливо возмущают пассажиров и турбизнес. Ситуация с подобным обманом, когда для потребителей рекламируется и заявляется одна цена авиабилета, а при его покупки она оказывается существенно более дорогой, также недавно вылилась в жалобу в ФАС. Напомним, что Союз пассажиров обратился в конце марта в ФАС и Минтранс с просьбой проверить авиакомпании, реализующие в продажу дешевые билеты: в своей рекламе многие перевозчики дают «рекламные» цены без учета сборов и такс. Общественники уверены, что подобная реклама является недобросовестной, т.к. клиентам предлагается приобрести билеты по низкой цене, которых на самом деле в продаже нет. Так, зачастую, авиакомпании заманивают клиентов, объявляя о распродаже билетов по ценам от 999 руб, однако при покупке к этой цене добавляются различные налоги и сборы, из-за чего фактическая стоимость оказывается в разы выше.

В этой связи недавно УФАС по Челябинской области даже возбудило дело в отношении авиакомпании «Победа» за рекламу, вводящую туристов в заблуждение. Сведения: «Летим в Москву!» и «999» были выполнены крупным шрифтом белого цвета на контрастном синем фоне и занимали основную часть рекламного поля, что вызывало у потребителей впечатление о привлекательно низкой цене на услуги данной авиакомпании. Однако мелким шрифтом было указано, что данная сумма не включает стоимость сбора. В итоге общая сумма авиабилета, предлагаемого лоукостером, составила вовсе не 999 рублей, а порядка 2.5 тысяч

Это точно интересно:
Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!