За Booking.com «налог на Google» заплатят российские отели, конкурентное преимущество туроператоров и турагентов вырастет

Ирина Архарова
02 Май 17 4348 1
За Booking.com «налог на Google» заплатят российские отели, конкурентное преимущество туроператоров и турагентов вырастет
За Booking.com «налог на Google» заплатят российские отели, конкурентное преимущество туроператоров и турагентов вырастет

Подпишитесь на туристические новости:

Цены самостоятельных бронирований через Booking.com вырастут минимум на 4%, так как российские отели, сдающие номера туристам через иностранный сервис минуя туроператоров, окажутся вынуждены платить так называемый «налог на Google». Такая информация содержится в разъяснении Минфина. В итоге в России налоговая нагрузка на онлайн-сервисы и классических туроператоров почти сравняется, обеспечив более справедливую между ними конкуренцию. Для окончательного выравнивания финансовой нагрузки между этими сегментами туристического бизнеса государству останется распространить действие предполагаемой электронной путёвки на онлайн-сервисы, обязав их платить в различного рода «персональные фонды» и фонды экстренной эвакуации туристов наравне с туроператорами.

Как сообщают «Известия», Минфин выпустил официальное письмо в ответ российской организации, которая продает номера в гостинице через иностранный сервис, название которого в документе не указывается. Пользователь указал, что иностранная организация получает процент с продаж номеров, стоимости завтраков и других услуг гостиницы. При этом в договоре не указано обязательство российской компании уплачивать НДС, то есть выступать налоговым агентом иностранного сервиса. Как сообщил Минфин, в таких случаях российские компании и индивидуальные предприниматели должны уплачивать НДС за зарубежного партнера в соответствии с Налоговым кодексом (НК).

Отметим, что наиболее популярный сервис Booking.com в феврале зарегистрировался в ФНС как плательщик налога на добавленную стоимость, но НДС он будет уплачивать лишь за пользователей - физлиц. Напомним, с начала 2017 в Налоговый кодекс РФ были внесены поправки, согласно которым иностранные сервисы, предоставляющие электронные услуги в России, должны теперь регистрироваться как налоговые резиденты и перечислять в российский бюджет НДС в размере 15.25%. В кодексе сказано, что иностранный сервис оплачивает налог только за пользователей-физлиц, а организации и ИП делают это сами, являясь налоговыми агентами России. Избавиться от уплаты такого налога они могут только в случае наличия у иностранной организации российского представительства, которое и предоставляет услугу, то есть если договор заключается именно с российским юрлицом.

Однако российское представительство Booking, зарегистрированное еще в 2009 году как ООО «Букинг. Ком Русиа», не предоставляет услуги по бронированию. Как записано на сайте сервиса: «Booking.com B.V. не имеет иного юридического адреса кроме своего зарегистрированного офиса в Амстердаме. Вспомогательные компании не наделены правом выступать в качестве агента Booking.com B.V., оказывая какие-либо услуги. Бронирование через вспомогательные компании не производится».

В итоге, по оценке экспертов, российские партнеры Booking будут обязаны уплачивать НДС, что скажется на пользователях - цены на отелю для так называемых «самостоятельных путешественников» будут повышаться. На долю сервиса приходится до 50% бронирований отелей, причем комиссия составляет от 18до 25%. То есть цены на проживание, по его подсчетам, вырастут минимум на 4%. Наибольшим неудобством это обернется для небольших гостиниц.

Однако в целом российский турбизнес в данном случае явно выиграет. Напомним, по оценке туроператорского сообщества ситуация такова, что законопослушные туроператоры и налоговые резиденты поставлены в условия невыигрышной конкуренции с иностранными онлайн-сервисами, подобными «Букингу». «С точки зрения бизнеса туроператорам сейчас приходится напрягаться ещё больше. При этом глобальные системы бронирования по-прежнему находятся вне поля зрения отечественного закона. Теоретически они должны соблюдать российский закон и регистрироваться в качестве турооператоров, а значит быть источником налогов и гарантировать туристам защиту, однако этого не происходит», - ранее пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Валентин Елисеев, президент Ассоциации Круизных Операторов, президент круизного туроператора «Нептун». В этой связи особенно показательно недавнее бегство из российской юрисдикции американского сервиса Airbnb, демонстративно наплевавшего на российские законы, который, при этом, вовсе не отказался от работы на нашем рынке. Уже одно это могло бы стать поводом для блокировки сайта такой компании, но для этого надо поправить законодательство. Кстати, с сервисом Airbnb ведет борьбу и Испания - там, на Майорке мэр столицы Пальма-де-Майорка сообщил о запрете сдачи жилья в аренду, в первую очередь, через онлайн-платформы типа Airbnb. Мэр подчеркнул, что город и остров «находятся под давлением растущего туристического сектора, и необходимо предпринимать безотлагательные меры, чтобы защитить регион от орд туристов». При этом основной проблемой острова оказывается «дешевый» турист – в основном английская молодежь, которая в основном и пользуется подобными сервисами и ведет себя на острове крайне некультурно.

И действительно, как подчеркнул Валентин Елисеев, у туроператоров мало шансов самостоятельно повлиять на сложившееся неравенство по отношению к онлайн-сервисам, но ситуация решаема при подключении «государственных механизмов».

Более того, появился шанс «продвинуть» ее с новой позиции. «Есть шанс, что система электронного документооборота - грядущей электронной путевки как обязательного документа при полноценном внедрении на рынок позволит вести точный учет туроператоров и турагентов и их продаж. Когда появится этот механизм, можно будет вернуться к вопросу о привязке отчислений к конкретной реализации – чтобы от каждой электронной путевки микропроцент отчислялся бы для обеспечения ответственности туроператора. Смысл в том, чтобы это было привязано к реальному электронному документообороту», - пояснил Георгий Мохов, руководитель правовой комиссии РСТ, учредитель юридической компании «Персона Грата».

При такой схеме помимо полноценной реальной защиты туристов решается и другой очень важный вопрос – справедливой финансовой нагрузки на бизнес разного масштаба: сейчас крупнейшие туроператоры платят в фонды не намного больше небольших региональных нишевых туроператоров при несопоставимых рисках, а в предлагаемом варианте каждый будет платить чётко по количеству обслуженных туристов.

Есть в предложенной схеме и другой крайне важный момент: если электронная путевка станет в России действительно тотальной, распространяясь не только на туроператоров-турагентов, но и на любые онлайн-сервисы по авиабилетам, турам и экскурсиям, работающие с российскими туристами, то в таком случае туристы не только получили бы полную защиту, независимо от способа покупки услуги, но все участники туристического рынка оказались бы в одинаковых конкурентных условиях. Сейчас же онлайн-сервисы не платят никаких взносов в фонды ответственности, а подчас даже не платят налоги в российскую казну, являясь зарубежными резидентами. Однако принудить их к легальной работе в России всё же можно: под угрозой блокировки на это пошли даже такие гиганты как Гугл и Фейсбук.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

Это точно интересно:
Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!