Главная / Рейтинги (все выпуски)

 

«УДАРНИК ТУРИСТИЧЕСКОГО ТРУДА» - рейтинг наиболее профессиональных туроператоров России

Цель проекта «УДАРНИК ТУРИСТИЧЕСКОГО ТРУДА» (LEADER IN TOURIST MARKET) - составление рейтинга наиболее профессиональных и, соответственно, привлекательных для сотрудничества российских туристических брендов. Организатором рейтинга выступает деловое профессиональное туристическое Интернет-издание «ТУРПРОМ».

Рейтинг проводится дважды в год по итогам весенне-летнего и осенне-зимнего туристических сезонов. Рейтингуются как московские (федеральные) туроператоры, так и туроператоры определенных регионов.

Методика рейтинга описана ниже на этой странице, а с результатами рейтингов каждого сезона можно ознакомиться, перейдя по следующим ссылкам:



Рейтинги туристической отрасли от инфогруппы «ТУРПРОМ»: цели, методики и процедуры

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: данные рейтинги НЕ являются рейтингами объемов туроператоров, а отражают лишь оценку рейтингуемых туроператоров со стороны турфирм России по определенным критериям.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ
Основная цель данных рейтингов - выявить наиболее профессиональных и, соответственно, привлекательных для сотрудничества на туристическом рынке туроператоров, чартерные авиакомпании и страховые фирмы, а также проанализировать структуру российского турбизнеса, ее роль в экономике, и оценить основные тенденции развития этого рынка. Мы надеемся, что в скором времени рейтинги «ТУРПРОМа» повысят информационную прозрачность туристического бизнеса, и тем самым, будут содействовать его активизации, установлению более крепких партнерских отношений, а возможно - и притоку инвестиций (как внутренних, так и зарубежных).

Наличие на рынке независимой оценки работы туроператоров, прежде всего, будет являться удобным инструментом для выбора партнеров турагентскими компаниями, будет способствовать правильному позиционированию туроператоров на рынке и будет являться инструментом их экономического PR. Для органов государственного регулирования результаты независимого рейтинга предоставят дополнительные возможности контроля и анализа ситуации в туристической отрасли и выработки практических мер по улучшению на нем систем госрегулирования.

И наконец, учитывая множественность критериев в рейтингах «ТУРПРОМа», его результаты позволят самим участникам рейтинга взглянуть на свою работу «со стороны», возможно несколько скорректировав дальнейшие планы по собственному развитию.

МЕТОДИКА РЕЙТИНГА
Разрабатывая методику данного рейтинга, организаторам пришлось оценить множество уже готовых методик, прежде чем выработать наиболее приемлемую, с нашей точки зрения, методику рейтингирования российской туротрасли.

Прежде всего, стоит отметить, что рейтинг «ТУРПРОМа» будет основан не на статистических показателях рейтингируемых компаний, а на экспертных оценках различных их качеств. Дело в том, что до сих пор туристический рынок в России является достаточно непрозрачным: абсолютное большинство его участников предпочитают не открывать истинные цифры своего оборота, турпотока, прибыли и т.п. А именно по таким характеристикам строятся по-настоящему объективные рейтинги в других секторах экономики.

И хоть в последнее время, с началом прихода крупного капитала в российский туризм, вопрос об открытости компаний становится все более злободневным (уже многие задумываются о путях повышения капитализации своей компании, сделать которую без открытости невозможно), рейтинг «открытых» компаний не отразил бы реальную ситуацию на всем туррынке.

Поэтому, на сегодня наиболее достоверную информацию о привлекательности туроператора для сотрудничества и качестве его работы можно получить, лишь путем исследования мнений турагентств, имеющих достаточный опыт работы. Репрезентативность привлекаемых к составлению рейтинга экспертов-турагентств достигается путем выборки для опроса пропорционального числа от общего количества туркомпаний во всех наиболее значимых городах России.

Далее. Стоит также отметить, что рейтинг «ТУРПРОМА» является «интегральным». Что это означает? Опрашиваемые эксперты-турагенты по каждому из предложенных направлений выбирают из списка туроператоров не более трех по каждому критерию, которые, по их мнению - лучшие в рассматриваемом критерии. Отобранные туроператоры получают автоматически по баллу. Баллы каждого туроператора складываются по специальному алгоритму и приводятся к единому знаменателю (к 100-бальной шкале).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Создание идеального во всех отношениях набора критериев для рейтинга практически невозможно, в первый раз мы решили несколько упростить работу экспертам и отобрали лишь наиболее важные параметры для выставления по ним оценок. Главный принцип отбора критериев был прост: мы старались найти наиболее функциональные критерии, описывающие наиважнейшие характеристики турфирм, и в тоже время отбирали из них неизбыточные (минимальные), которые не допускали бы дублирования различных аспектов деятельности компаний.

Учитывая, что рейтинг туроператоров проводится не «вообще», а по конкретным массовым туристическим направлениям, все критерии оценки туроператоров для удобства мы разделили на две группы. В первую вошли те критерии, которые не зависят от туристического направления и характеризуют туроператора в целом. Во вторую группу вошли те критерии, которые характеризуют работу туроператора именно на выбранном туристическом направлении. Список всех критериев с их описанием приведен на портале «ТУРПРОМ» в разделе «Рейтинги».

Далее - мы ввели «весовые» коэффициенты значимости выбранных критериев. Поскольку оценка участников туристического рынка носит многомерный характер и осуществляется посредством разложения их на критерии, то для подведения итогов процесс составления рейтинга будет содержать этап интегрирования.

Таким образом, чтобы свести оценки по каждому критерию в единый результат и получить «интегрированную» оценку каждой рейтингируемой компании, «ТУРПРОМ» ввел «весовые» коэффициенты для каждого критерия. Стоит обратить внимание, что в нашей методике лишь вес каждого критерия был установлен благодаря консультациям с экспертами туристического рынка, на сами же оценки мнение экспертной комиссии не влияло.

КАК СОБИРАЕТСЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Первоначально для составления списков рейтингуемых туроператоров была собрана предварительная информация. Как собиралась такая информация? Оргкомитет на основе телефонных опросов турагентств Москвы и регионов, сообщений СМИ, рейтингов различных поисковых туристических систем, сведений из регионов и мнений экспертов составил список туроператоров - участников рейтинга. Именно эти компании и были предложены для оценки турагентствам. Впрочем, в дальнейшем, при опросе каждый респондент сможет добавить в данный список любого другого туроператора по своему усмотрению.

ПРОЦЕДУРА СОСТАВЛЕНИЯ РЕЙТИНГА
Вся процедура составления рейтингов полностью автоматизирована и строго протоколируется. Отобранным респондентам (турагентам) высылаются электронные письма с приглашением принять участие в составлении рейтингов. Каждое письмо содержит личный логин и пароль, а также ссылку на «личный кабинет» респондента, войдя в который он заполняет анкеты рейтингов. Соответственно, результаты каждого ответа однозначно идентифицируются с отвечающим, что исключает возможные злоупотребления. По предложенной формуле компьютерная программа автоматически составляет сводные рейтинги. В ближайшее время планируется доработать механизм вывода подробных результатов опроса по каждому из туроператоров.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: данные рейтинги НЕ являются рейтингами объемов туроператоров, а отражают лишь оценку рейтингуемых туроператоров со стороны турфирм России по определенным критериям.