ТЕМЫ ДНЯ:
Преддефолтный туризм: как турфирмам пережить трудности?
Ситуация в выездном туризме является преддефолтной и похожа на ситуацию в августе 98 года. В этой связи туроператорам необходимо предпринимать решительные меры по стабилизации рынка. Эти мысли были главным лейтмотивом эксклюзивного интервью Владимира Воробьёва, президента «Натали Турс», данного корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ».
- Владимир, накануне очередного летнего туристического сезона вы, как глава одного из крупнейших российских туроператоров, наверняка уже просчитали все основные риски, которые несёт этот сезон. Расскажите, что российский туррынок ждем этим летом, особенно в контексте возможных визовых и экономических санкций из-за Крыма?
- Моя оценка – ситуация в выездном туризме близка к дефолту, примерно как это было в 98 году. С той лишь разницей, что тогда рынок обрушило само государство, причем обрушило одномоментно и в самом конце летнего туристического сезона. Сегодня ситуация намного хуже: туристический рынок будет идти ко дну медленно. Причем текущее проседание курса рубля уходит на второй план, а на первый выходят именно возможные экономические санкции.
- Думаю, стоит напомнить читателям о том, как наш туррынок пережил дефолт 98 года...
- В 98 году к августу летние туры у туроператоров практически были распроданы, поэтому потери туррынок понёс лишь из-за падения рубля, который отразился только на не ушедших за границу траншах – их приходилось конвертировать по новым курсам себе в убыток. После этого потрясения все туроператоры легли на дно: весь зимний сезон 98-99 годов практически никаких чартерных программ никто не запускал. Но к лету из-за падения цен на авиаперевозку и отели спрос стал постепенно оживать, хотя летний турпоток 99 года был как минимум на 50% меньше докризисного года. Тем не менее, тогда ситуация уже была управляемой, а рынок стал медленно подниматься, причем кардинально поменяв свою структуру.
- А до какого уровня туристический рынок может падать на этот раз?
- Где сейчас может быть дно у рынка – вопрос открытый, но отчасти можно ориентироваться на аналогию 98 года: тогда акции в России обвалились в 15 раз, а рубль – в три раза. Сейчас акции упали пока лишь в 2 раза, а рубль – на 20-30%.
Тем не менее, сейчас ранее бронирование уже показывает существенный спад: если в январе ранние бронирования действительно шли с опережением к прошлому году на 20-25%, то в феврале, когда курс рубля упал в первый раз, рост ранних бронирований сначала скатился до нуля, а затем ушел в минус. Сейчас же текущие продажи по акциям раннего бронирования показывают минус 50% к прошлому году. Это говорит о нестабильности ситуации, когда народ выжидает и старается не делать больших трат. Зависли продажи и на майские праздники, причем если до 10 апреля они не восстановятся, то майские праздники можно будет считать проваленными.
- А какова ситуация с туроперейтингом на Украине? У «Натали-Турс» там есть полноценный филиал, поэтому вы должны знать эту ситуацию из первых рук...
- Туроперейтинг на Украине переживает ситуацию ещё более остро: бизнес сейчас фактически там замер. Например, турпоток в ОАЭ нашего киевского филиала раньше состоял на 85% из дешевых туров. Сейчас этот сегмент полностью отвалился. Остались лишь те клиенты, у кого много денег – очевидно, что эти люди просто хотят переждать смуту заграницей. Кстати, из-за такого резкого падения турпотока наш партнёр – авиакомпания FlyDubai, уже с апреля существенно сокращает свои регулярные рейсы из Киева в Дубай.
- А насколько реальны визовые угрозы, которыми в последние недели нас пугают западные страны?
- Я не считаю их реальными. Повторюсь, сейчас весь вопрос сводится не к визовым ограничениям, которые являются лишь пустыми словами политиков, а к экономическим санкциям, действительно могущих привести к реальному обвалу рубля и как следствие - к отказу потенциальных туристов от каких-либо лишних трат.
- Как в таком случае поступать туроператорам?
- Мы имеем подобный опыт, ведь компания «Натали Турс» успешно пошла испытания дефолтом 98 года, тогда как практически все теперешние туроператоры из первой десятки такого опыта не имеют. А главный вывод, который мы тогда для себя сделали, такой: можно предпринимать любые шаги и любые усилия, лишь бы они не наносили урон имиджу компании. Например, можно как угодно сильно снижать цены, но ни в коем случае не снижать качество обслуживания. Можно, а зачастую даже нужно, сокращать объёмы турпотока – дело однозначно не в нём, но зато ни в коем случае нельзя терять доверие партнёров по перевозке и размещении, а также доверие розницы. В этом ключе особенно важно оставаться педантичным по всем своим финансовым обязательствам. Также, по нашему опыту, лучше переждать тяжелые времена не увольняя персонал, ибо именно квалифицированные сотрудники являются носителем корпоративной культуры той или иной компании.
- Что уже сделала «Натали Турс» или планирует сделать в ближайшем будущем?
- В преддверии дефолта выездного рынка России туроператорам надо предпринимать экстраординарные шаги. В «Натали Турс» к этому готовы. Одна из подобных мер – кардинальная смена наших отношений с розницей: сейчас мы максимально поворачиваемся лицом именно к турагентствам. Так, если ранее турагентству для прямой работы с «Натали Турс» требовалось внести нам на счёт депозит в размере 50 тысяч рублей, который служил своеобразным финансовым обеспечением, то сейчас мы решили отказаться от этого института. Более того, все ранее внесённые депозиты мы возвращаем своим партнёрам. Таким образом, заключить договор с «Натали» и начать с нами работать напрямую сможет любое турагентство, причем сделать это можно будет уже на предстоящих выставках. Впрочем, институт уполномоченных агентств также остаётся, и если кому-то из наших партёров удобнее работать через уполномоченную турфирму, то мы против не будем. Во-вторых, «Натали Турс» кардинально пересматривает свою политику в области агентских комиссионных – они будут существенно увеличены.
- А каков рецепт для выживания турагентств?
- С учетом неизбежного падения объёмов и уменьшения маржинальности я бы порекомендовал турагентствам однозначно отказаться от скидок. Тем более к этому лету новых турагентств на рынке особо не ожидается ввиду неблагоприятной экономической ситуации, что может несколько снизить конкуренцию на розничном рынке и оздоровить его финансово.
- Как возможный кризис в российской туротрасли изменит расклад на рынке?
- В складывающейся ситуации, бесспорно, выиграют наиболее дешёвые направления. Вообще, выездной турпоток начнёт кардинально перераспределяться. И тут у Египта есть все шансы вернуть себе лидерство, и даже перебить Турцию. Наверняка «выстрелит» и Тунис. Вообще, выиграют этим летом, во-первых, долларовые направления, а во-вторых, наиболее дешёвые из них. Кстати, «турецкие» туроператоры, для которых европейские направления не являются стратегическими направлениями, неизбежно будут сокращать на них свои объёмы. При этом «Натали Турс» в ближайшее время не планирует возобновлять свои программы по Египту, несмотря на кажущуюся его привлекательность: мы подождем, пока новая власть военных окончательно не стабилизирует ситуацию в стране, и только тогда мы вновь начнём продавать туры в Хургаду и Шарм Эль Шейх. Пока же резкие колебания спроса по Египту делают туры в эту страну нерентабельными и неоправданно рискованными.
Кстати, подобное перераспределение турпотока было характерно и во время прошлого дефолта – в 98 году. Тогда, до кризиса, выездной турпоток был равномерно размазан по многим направлениям и не имел четко выраженных приоритетов. А после дефолта он сконцентрировался на наиболее дешёвых направлениях – на Турции, а затем и на Египте: на фоне общего обнищания населения туры туда по цене $195 стали супервостребованными. В тоге это кардинально изменило и структуру рынка: именно тогда вышли в лидеры многие из современных игроков первой десятки, до того момента особо ничем не выделявшиеся на общем фоне – тот же Tez, Пегас или Coral.
- Возможно ли громкие банкротства в ближайшем времени?
- Не думаю. Полагаю, что в этом году прошлогодний демпинг на большинстве направлений уже не повториться (включая Грецию). Дело в том, что руководство всех туроператоров первой десятки является вполне здравомыслящими людьми, поэтому все компании уже сейчас уменьшают свои планируемые на лето объемы, даже вопреки амбициям. Именно поэтому, несмотря на преддефолтное состояние выездного туррынка, банкротств крупных туроператоров не предвидится. А вот кто из них вырвется вперёд, будет зависеть от того, кто во время кризиса допустит наименьшее количество ошибок в управлении компанией.
«НАТАЛИ ТУРС» в интернете
- 29.08.2019 Первое юрлицо Натали-Турс официально признано банкротом
- 10.07.2019 Осколок империи «Натали-Турс» исключен из реестра туроператоров
- 13.02.2019 Арбитражный суд начал банкротство одного из юрлиц «Натали Турс»
- 30.01.2019 Общая сумма исков к «Натали Турс» достигла 65.5 млн рублей
- 25.12.2018 Суд взыскал 140 млн с «Натали Турс» и лично с Воробьёвых как поручителей по кредиту
Бесплатно и без регистрации!