Крах «Капитал Тура», прошел ровно год...

но компенсации пострадавшим не «светят»
П. Шариков, Петр Борисов
14 Ноя 11 15790 8
Крах «Капитал Тура», прошел ровно год...
Крах «Капитал Тура», прошел ровно год...

Подпишитесь на туристические новости:

15 ноября исполняется ровно год с того момента, как туроператор «Капитал Тур» не смог выполнить свои обязательства перед туристами из-за финансовых проблем. В целом из-за его краха пострадало более 8 тыс. туристов, которых компания так и не смогла отправить на отдых, а более тысячи туристам, которые в этот момент находились за рубежом, пришлось повторно оплачивать отелям и авиакомпаниям их услуги. Однако в самой сложной ситуации оказались турагентства, многие из которых были вынуждены повторно из собственных средств выкупать у других операторов туры для своих клиентов, что поставило их на грань разорения. При этом крах «Капитала», учитывая размер компании, настолько активно освещался в прессе, что не менее двух месяцев после инцидента негативно отражался на уровне продаж в целом по всему туристическому рынку – у туристов тогда резко упал уровень доверия к турфирмам.

Учитывая беспрецедентность произошедшего, корреспондент инфогруппы «ТУРПРОМ» попытался восстановить всю хронологию истории краха «Капитал Тура». В эксклюзивном интервью нашему корреспонденту через год после краха «Капитала» Инна Бельтюкова рассказала, какие компенсации «светят» пострадавшим туристам, и как надо поменять правила игры на рынке, чтобы впредь подобные инциденты не случались.

Итак, история краха «Капитала» началась не с формальной приостановки деятельности компании, а чуть раньше. В пятницу утром 12.11.10 около ста туристов туроператора не смогли вылететь рейсами Аэрофлота в Ларнаку, Дубай и Барселону – «Капитал» не смог предоставить им авиабилеты, которые не были выданы билетным агентом Аэрофлота из-за их неоплаты.

15.11.10 - Однако, инцидент с отказом Аэрофлота сажать на свои рейсы туристов «Капитал Тура» из-за неоплаты билетов, оказался лишь верхушкой айсберга финансовых проблем, с которыми столкнулся туроператор. Главной проблемой для Капитал Тура оказался арест его банковских счетов, парализовавший его операционную деятельность. Как оказалось, до ноябрьских праздников туроператор должен был вернуть «Московскому кредитному банку» (МКБ) около 45 млн руб., но так и не сделал этого, отказавшись при этом от реструктуризации. Поэтому банк в качестве обеспечительных мер добился в суде ареста счетов должника. Общая же задолженность туроператора перед банками достигла 1.3 млрд руб. При этом компания была должна деньги и другим кредиторам.

В этот же день - в понедельник 15.11.10, стало известно, что туроператоры, имеющие блоки на рейсах «Аэрофлота», получили письмо от билетного агента это перевозчика – компании «Good.ru» с предложением выкупить с декабря блоки мест «Капитал Тура» на 18-ти популярных туристических направлениях.

16.11.10 - Ассоциация Туроператоров России (АТОР), всегда позиционировавшая себя как сообщество наиболее влиятельных и надежных туроператоров, выразил обеспокоенность финансовыми проблемами своего члена – компании «Капитал Тур». Главным виновником проблем «Капитала» в Ассоциации назвали финансовый кризис 2008-2009 годов. Теперь же, по мнению АТОР, обнажившиеся проблемы «Капитала» должны подтолкнуть законодателей к серьезному пересмотру отраслевого права.

Во вторник 16.11.10 на сайте «Капитал Тура» появилось официальное заявление туроператора, подписанное Инной Бельтюковой, в котором «Капитал» информирует о невозможности вылета своих туристов в ближайшие дни. «Просим информировать клиентов о данной ситуации и не отправлять туристов, вылетающих на отдых, начиная с 17 ноября, до специального уведомления», - говорилось в заявлении.

В этот же день Минспорттуризм создает оперативный штаб по «Капитал Туру». При этом впервые туроператор озвучивает количество пострадавших туристов, коих набралось более 8’300 человек, учитывая оплаченные заявки на новогодний период.

17.11.10 - Назначенная на этот день пресс-конференция Инны Бельтюковой так и не состоялась. Более того – она будет переноситься ещё несколько раз. В этот день Минспорттуризм совместно с Ростуризмом открыли горячую линию для туристов «Капитал Тура».

18.11.10 - АТОР написала владельцам «Капитал Тура» открытое письмо, в котором призвала Бельтюковых как можно скорее дать туристическому сообществу однозначный ответ – либо заявить о готовности выполнять взятые на себя обязательства, либо объявить о своем банкротстве. В этот же день стало известно, что пресс-конференция Инны Бельтюковой была снова отменена.

Одновременно Владимир Жириновский, лидер ЛДПР, обвинил Капитал Тур в выстраивании финансовой пирамиды и предложил прокуратуре расследовать деятельность туроператора и чиновников от туризма.

В этот же день стало известно, что Банк «Международный финансовый клуб» Михаила Прохорова и Виктора Вексельберга рассматривает возможность покупки «Капитал Тура». А чуть ранее появилась информация, что новым кредитором Капитал Тура может стать Альфа-банк.

В тоже время зарубежные авиаперевозчики, где «Капитал» имел блоки, а также почти все иностранные хотельеры, начали в массовом порядке аннулировать блоки туроператора, включая и новогодние квоты. При этом хотельеры на многих направлениях стали активно выселять туристов «Капитала» из своих отелей за неоплату номеров. Сильнее всех отличились на этом поприще тайские хотельеры, и отели Гоа.

19.11.10 – В этот день «отличился» российский МИД, который вместо защиты интересов наших туристов предпочёл не вмешиваться в ситуацию, официально порекомендовав туристам Капитал Тура оплатить свои отели повторно.

В этот же день наконец-то состоялась давно ожидаемая пресс-конференция Инны Бельтюковой, на которой она пообещала окончательно сообщить туристическому рынку судьбу своей компании, которая решалась на переговорах с банкирами, не позже чем через 2-3 дня. «Я прекрасно осознаю, что самое важное, если мы сможем возобновить работу, это повторно получить доверие рынка. До кризиса бренд «Капитал Тура» оценивался в $25 млн. Сейчас его цена рухнула, и насколько рынок нам снова поверит – ещё большой вопрос. В любом случае, очевидно, что на полное восстановление доверия уйдут годы», - сообщила тогда Бельтюкова.

22.11.10 - Однако, в обещанный срок руководству «Капитал Тура» и пулу его банков-кредиторов так и не удалось прийти к какому-либо согласованному решению о дальнейшей судьбе компании. И «Капитал» продолжил своих клиентов и агентов «кормить завтраками».

23.11.10 - Сотрудники центрального офиса туроператора «Капитал Тур», находящиеся в подвешенном состоянии, сообщили о готовности начать забастовку, жалуясь на то, что руководство «Капитала» не доводит до них никакой информации о судьбе компании, а также не выплачивает им зарплату.

24.11.10 – Туроператоры-кредиторы и арендодатели начали подавать к «Капитал Туру» судебные иски. Первым иск к «Капиталу» на сумму 689’640 рублей предъявил туроператор «Мегаполюс тур». Подал иск и арендодатель «Капитала» – «Научно-исследовательский институт теплоэнергетического приборостроения», у которого туроператор снимал тогда помещение под свой головной офис. Всего институтом было подано 3 иска, на суммы 234’906 руб, 3’197’394 руб и 8’987’414 руб, что в сумме составляет почти 12.5 млн рублей.

26.11.10 - Возможность возобновления работы туроператора Капитал Тур не была одобрена на общем собрании банкиров-кредиторов, сообщили в этот день на пресс-конференции представители «Международного финансового клуба» (МФК), одного из кредиторов туроператора. Тогда фактически окончательно стало ясно, что «Капитал» потерпел полный крах.

07.12.10 - Против руководства «Капитал Тура» ряд пострадавших туристов приняли решение во чтобы то ни стало возбудить уголовное дело. До сих пор таких попыток зафиксировано не было – большинство пострадавших дожидались начала выплат компенсаций со стороны фингаранта туроператора – страховой компании «Инногарант». Одновременно материалы проверки в отношении «Капитал Тура» были направлены в правоохранительные органы Минспорттуризмом.

09.12.10 - В арбитражный суд Москвы подан первый иск о признании фингаранта «Капитала» - страховой компании «Инногарант», банкротом. И хотя этот иск, как и несколько последующих, в итоге был судом отклонен, кредиторы своего всё же добились - на днях этого страховщика, скорее всего, начнут банкротить.

14.12.10 - В этот день туроператор «Капитал Тур» официально объявил о приостановке вылетов по турам с датами заездов до 30 января 2011 года включительно. Как оказалось, это было последнее объявление на сайте компании.

30.12.10 - Бельтюковы начали банкротить Капитал Тур: в самый канун Нового года, вечером 30 декабря, в Московском арбитражном суде был зарегистрирован иск № А40-2100/11-95-11 туроператора «Капитал Тур» о признании самого себя банкротом. Согласно данным сайта суда, туроператор подал иски о банкротстве сразу по двум своим юрлицам – по ООО «Компания Капитал Тур» и по ООО «КАПИТАЛ ТУР».

25.04.11 - В понедельник 25 апреля Арбитражный суд Москвы ввел в отношении ООО «Капитал Тур» процедуру внешнего наблюдения. По данным суда, общая задолженность «Капитал Тура» составляет 1.576 миллиарда рублей, из них долг перед кредиторами, который не оспаривается, - 1.571 миллиарда рублей, задолженность по обязательным платежам – 6.67 миллиона рублей и долг по зарплате - 83 тысячи рублей. Активы должника оцениваются в 1.567 миллиарда рублей, среди них краткосрочные финансовые вложения на сумму 14.7 миллиона рублей, долгосрочные финансовые вложения на сумму 1.4 миллиарда рублей, дебиторская задолженность на сумму 63 миллиона рублей. Кроме того, основные средства должника составляют 381 тысячи рублей, на счетах находится 4.5 миллиона рублей.

26.04.11 - Сразу после запуска процедуры банкротства туроператора «Капитал Тур», его основатели - Инна и Игорь Бельтюковы, объявили о старте «компенсационной программы для клиентов», пострадавших в результате их деятельности. Согласно этой схеме, 8’300 туристов, которых не смог обслужить разорившийся туроператор, смогут вернуть свои деньги, если будут постоянно покупать со скидкой всё новые и новые туры у турфирм, с которыми Бельтюковы договорились о такой услуге. В частности, речь шла о туроператоре «Инна тур», а также ещё о 4-х операторах, чьи имена так не и не были раскрыты.

28.04.11 – В ответ на предложение Бельтюковых, президиум АТОР фактически открытым текстом обвинил владельцев «Капитал Тура» и руководство туроператора «Инна-Тур» в попытке построить «пирамиду», настоятельно порекомендовав турагентам и туристам отказаться от предложения этих фирм.

25.05.11 - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) отозвала лицензию у «Инногаранта», в котором была застрахована гражданская ответственность оскандалившегося «Капитала». И хотя отзыв лицензии не освобождает страховщика от ранее взятых на себя обязательств, до сих компания так и не начала процедуру выплаты компенсаций пострадавшим от «Капитала».

16.09.11 - Кредиторы отсудили у Бельтюковых двухуровневую квартиру в Сокольниках на Русаковской улице в здании, известном как «Дом в Сокольниках», который построила строительная компания «ДонСтрой». Квартира была выставлена на торги за 50 млн рублей.

23.11.11 - В этот день арбитраж должен рассмотреть заявление ООО «ПроектСервис» о банкротстве «Инногаранта», которой страховщик задолжал 206.5 тысячи рублей. Ситуация с «Инногарантом» оказалась для туристического рынка беспрецедентной: впервые страховщик, прогарантировавший ответственность обанкротившегося туроператора, сам оказался неплатёжеспособным.

Итак, все эксперты туристического рынка уверены, что пострадавшие от «Капитала» туристы останутся без компенсаций. Косвенно корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» подтвердила это и Инна Бельтюкова, напомнив лишь о свой «компенсационной» программе. «Если страховая компания «Инногарант» не возобновит свою деятельность, то у пострадавших туристом есть только один шанс на возврат денежных средств - за счет разработанной нами компенсационной программы, которая была заявлена «Капитал Туром» ещё в начале летнего сезона. Несмотря на то, что темп работы этой программы не очень высок, мы наблюдаем положительную динамику по количеству её участников», - отметила г-жа Бельтюкова.

В тоже время, по мнению основателя «Капитала», в будущем защитить туристов и турагентов от краха крупных операторов может лишь система фингарантий, оформляемых по каждому отдельному туру. «Самое оптимальное решение по страхование туристов мы реализовали ещё 3 года назад, когда первыми на рынке ввели индивидуальное страхование ответственности. Жаль, что никто из участников рынка данную инициативу не поддержал. Для компаний с оборотами и масштабом деятельности уровня «Капитал тура», другого способа обезопасить клиентов на рынке нет. Никакие аудиторские и иные методы государственного регулирования не смогут на 100% застраховать туристов. Аналогичное мнение по данному вопросу недавно высказал и Александр Радьков, руководитель Ростуризма», - добавила Инна Бельтюкова.

НАША СПРАВКА: Напомним, что свою историю туроператор Капитал Тур (Capital Tour) ведёт с 2003 года, выбрав с первых дней своей работы стратегию многопрофильности. До середины ноября прошлого года Капитал Тур работал по 40 туристическим направлениям и предлагал турпродукт в сегменте средне- и высокобюджетных туров, реализуя его исключительно через турагентскую сеть. Супруги Бельтюковы также известны по компании «Инна тур», которую они вместе основали в начале 90-х, но из-за финансовых проблем в конце 2002 года продали своему кредитору - «Гута-банку».

Это точно интересно:
Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!