Выездной турпоток из России в ЕС: три страны в «минус», остальные в «плюс»

Ирина Архарова
Выездной турпоток из России в ЕС: три страны в «минус», остальные в «плюс»
Выездной турпоток из России в ЕС: три страны в «минус», остальные в «плюс»

Подпишитесь на туристические новости:

Официальная статистика по выездному туризму в ЕС за первое полугодие 2013 года, которую представил на этой неделе Ростуризм, выглядит достаточно оптимистично: в среднем российский турпоток вырос на 20%, причем рост демонстрируют практически все популярные летние направления. Лидером сезона по статистике Ростуризма оказалась Греция, куда рост российского турпотока составил целых 88% (!!!) Впрочем, столь огромный рост не означает, что сезон по этому направлению для туроператоров стал удачным – эксперты отмечают, что взрывное количество туристов появилось лишь благодаря дешёвым турам из-за неумеренного демпинга, из-за чего Греция в итоге фактически показала минусовую рентабельность. При этом в первом полугодии были и направления, по которым зафиксирован значительный «минус» по турпотоку. Среди них лидером оказалась Хорватия, по которой отмечен спад на -18%.

Греция, по оценкам туроператоров, показала даже больший рост, чем это отметил Ростуризм (за 6 месяцев этого года Грецию посетило почти 469 тысяч россиян), однако больших дивидендов туроператорам не принесла. «По нашим оценкам, турпоток в Грецию в этом сезоне вырос минимум в два – два с половиной раза», - оценил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Анатолий Гаркушин, гендиректор туроператора «Пантеон». Однако, как подчеркнул эксперт, этот рост был достигнут в первую очередь за счет активных демпинговых войн туроператоров, выбрасывающих на рынок туры значительно ниже себестоимости. «Из-за этого маржинальность направления стала крайне низкой. Поэтому если большинство туроператоров по Греции по итогам лета смогут выйти в ноль, это будет удачей», - дополнил г-н Гаркушин. Эксперт добавил, что полётные программы по Греции в основном заканчиваются в конце сентября или в октябре, поэтому на итоговую статистику всего сезона сильного влияния уже не окажут.

Занявшая второе место Мальта, куда российский турпоток вырос на +64% (превысив 13 тысяч человек), хотя и заставила туроператоров в начале лета понервничать, однако к концу сезона на направлении всё «наладилось». «В мае-июне был некоторый спад спроса, и Мальта выглядела не очень привлекательно на фоне демпинговых цен соседних стран. Однако на Мальте всегда есть языковой сегмент, не подвластный демпинговым войнам, который фактически и спас сезон», - отметила Ирина Петрова, гендиректор туроператора «Солвекс-Трэвэл». В итоге к середине лета ситуация на направлении фактически полностью нормализовалась. «Объёмы по Мальте стали расти, и август был блестяще продан, причём с хорошим опережением графика. Сейчас также хорошо грузятся сентябрь и октябрь. Я думаю, что этот год по Мальте мы закончим с приростом, в том числе и финансово», - дополнила эксперт.

Следующим лидером по росту турпотока оказалась Польша – там зафиксировано +54%. Однако эксперты единодушны – в этом росте «виноваты» не столько красоты страны, сколько то, что Польша является «воротами» в Европу для многочисленных автобусных туров из России. «Польша – интересное туристическое направление, но к таким данным статистики «чистый» туризм не имеет никакого отношения: во-первых, на территорию Польши ездят жители из Калининградской области, повышая статистику, а во-вторых, через Польшу идет активный транзит как автобусных туров, так и самостоятельных туристов на автомобилях», - пояснил Алексей Маркелов, гендиректор туроператора «Балкан-экспресс». С этим мнением согласны туроператоры автобусных туров. «Действительно, наши туристы через Брест въезжают на территорию Польши. Соответственно статистика пограничников считает их как туристов, приехавших именно в Польшу. Однако по факту Польша для нас является транзитной страной, через которую проложены наши автобусные маршруты для путешествия по Европе», - сообщила Татьяна Козловская, гендиректор автобусного туроператора «Интерс». По мнению эксперта, логичнее было бы считать этих туристов в пользу Чехии и Франции, которые являются лидерами спроса среди туристов-«автобусников».

Франция, ставшая следующей в списке, показала рост российского турпотока на 40%. Однако и тут главной причиной эксперты назвали демпинг и низкие цены. «С января по май турпоток во Францию вырос примерно на 25-30%, что позволяло продавать туры с хорошей прибылью и избегать продажи горящих турпакетов», - сообщила Наталья Бродская, руководитель французского отдела туроператора «BSI group». Однако летние продажи для туроператоров стали скорей разочарованием. Как отметила собеседник, практически весь летний сезон экскурсионные туры в Париж и Прованс продаются по сниженным ценам. Впрочем, у Франции, в отличие от «чисто» летних направлений, есть шансы выровняться в осенне-зимнем сезоне, обеспечив туроператорам достаточную норму прибыли. По крайней мере, перспективы для этого есть. «На данный момент активно бронируются туры на школьные каникулы в Париж и Диснейленд, а также горнолыжные туры во французские Альпы. Надеемся, что спрос на Францию и цена на эти туры стабилизируются», - пояснила эксперт.

Ненамного отстала от Франции Италия, показавшая 39% рост российского турпотока. «Летний сезон отличался колебаниями спроса в зависимости от дат заезда. Но в общем можно говорить о планомерном росте», - подтвердила Марина Петровская, PR-менеджер туроператора «PAC-group». Эксперт подчеркнула, что осенью направление постарается «не снижать темпа» за счет экскурсионных программ.

Следом за Италией идет Испания – где был отмечен 36% роста турпотока. Здесь статистика туроператоров ненамного отстает от данных Ростуризма: «В текущем летнем сезоне специалисты TUI отмечают 30% рост турпотока в Испанию. Сезон продаж туров по испанскому направлению характеризируется как успешный. Оправдывая наши прогнозы, в текущем сезоне отмечается повышенный спрос на островной отдых, в частности, на Майорку», - сообщила Наталья Новикова, руководитель PR-службы компании «TUI Россия». Впрочем, избыток перевозки, по данным эксперта, «зацепил» и это направление, в первую очередь это касается Тенерифе.

Теперь о лидерах антирейтинга: наибольший спад турпотока показала Хорватия. Впрочем, это было вполне прогнозируемо. Напомним, что падение турпотока на направлении минимум на 15-20% туроператоры предсказывали еще весной – в связи с введением виз. Прогноз оказался точен – турпоток упал на 18%. Более того, такое падение даже стало одной из основных причин самого громкого банкротства сезона – ухода с рынка туроператора «Асент-Трэвэл». «С введением виз Хорватия потеряла большую часть своих клиентов – туристов last minute», - пояснил Михаил Мусинянц, гендиректор туроператора «Эрцог». Эксперт отметил, что среди прочих визовых направлений «других» козырей у Хорватии немного – там достаточно высокие цены на отели, сложности с отельной базой. «В итоге практически весь сезон Хорватия продавалась по демпинговым ценам», - дополнил Михаил Мусинянц. Помимо Хорватии, «минус» показали Словакия и Румыния.

Это точно интересно:
Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!