«Здесь вам не равнина, здесь климат иной»: «Академик Шокальский» как зеркало антарктического туризма

14.01.2014 14:10
«Здесь вам не равнина, здесь климат иной»: «Академик Шокальский» как зеркало антарктического туризма

Беспрецедентная по продолжительности и сложности спасательная операция по вызволению из ледникового плена Антарктиды российского экспедиционного лайнера «Академик Шокальский», увенчавшаяся успехом в самом начале наступившего года, обнажила риски, с которыми по самой сути своей вынуждена сталкиваться туристическая индустрия ледяного континента, вступившая, по мнению аналитиков, в пору своего расцвета на фоне многочисленных проблем. Бесконечное белое царство вечных снегов, ледниковых пиков и королевских пингвинов, Антарктида остается последним форпостом авантюристов, под которыми в данном случае мы подразумеваем любителей приключений и последователей соответствующего направления в туризме.

Но, как в один прекрасный момент это стало очевидно «пленникам» «Академика Шокальского", снежные бураны, айсберги и коварные моря, как слова, из песни не выкинешь. Ведь именно они создают тот антураж, в котором существует самая дальняя оконечность Земли, вынужденная быть самодостаточной в отсутствии помощи, до которой зачастую мили и дни,  а то и долгие километры, недели и месяцы.

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама

Как говорит специалист по антарктическому туризму из Кентерберийского университета (Новая Зеландия) Даниэла Лигетт, южный полюс красноречиво дает нам понять, что, как ученый, так и турист, посягнувший на его владения, будет иметь дело с окружающей средой, отличающейся крутым норовом и чреватой самыми непредсказуемыми выпадами. И не стоит рассчитывать на ее дружелюбие или хотя бы снисходительность. Согласно отраслевой статистике, с пяти тысяч в 1990 году турпоток на континент вырос до нынешних 35 тысяч в год. Как правило, речь идет о круизном туризме стоимостью сверх 20 тысяч долларов за каюту «люкс» на пике сезона, который продолжается с ноября по март.

Успешно развивается и обзорный авиатуризм. Не пугает даже катастрофа, случившаяся в 1979 году с новозеландским самолетом DC-10, который, сбившись с курса, врезался в гору Эребус. Погибли 257 человек, находившихся на борту.

Но вернемся к водному туризму. Первый круизный лайнер, причаливший к Антарктиде, прибыл в 1958 году из Аргентины. «Les Eclaireurs» совершил коммерческий рейс со 100 пассажирами на борту. С тех пор не утихают голоса скептиков и пессимистов. Первых – по поводу того, что туристы, скорее всего, сумеют «объездить» дикую природу Антарктиды. Вторых – сомневающихся в успехе спасательных операций, случись подобное тому, что произошло с «Академиком Шокальским», если очередной корабль будет терпеть бедствие в ледяных водах.

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама

«В отличие от других туристических направлений, Антарктида недосягаема в мгновенье ока. Окажись в ее плену крупногабаритный лайнер, и спасти всех пассажиров в приемлемые сроки вряд ли удастся»,- говорит Лигетт. Службы, действующие в условиях чрезвычайной ситуации, находятся за тысячи километров. Поэтому вся надежда на научные экспедиционные суда, которые будут вынуждены внести коррективы в свой научно-исследовательский график. Чему доказательством слова директора Института полярных исследований (Франция) Ива Френо. На прошлой неделе мсье Френо разразился гневной эскападой в адрес экспедиционных экипажей Франции, Китая и Австралии, которые, видите ли, пошли на помощь пассажирам «Шокальского» вместо того, чтобы заниматься наукой. «Никто не говорит о том, чтобы превратить Антарктиду в «терра инкогнита» и держать ее на замке, который снимать только для ученых. Но уж коли вы отправляете туда туристов, господа туроператоры,  то уж, пожалуйста, отслеживайте каждый рейс и, в случае необходимости, обеспечьте помощь в полном объеме»,- сказал он.

Очередной головной боли добавила ситуация с китайским ледоколом «Xue Long», пришедшим на помощь «Академику Шокальскому» и угодившему в ледяную ловушку по соседству с завязнувшим там же 24 декабря «Шокальским». Обоим удалось сбросить арктические оковы лишь во вторник, пока еще один корабль, «Polar Star», находящийся на службе Береговой охраны США, на всех парах шел к ним на помощь из австралийского Сиднея.

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама

Из 52 человек, снятых с «Шокальского», половина плыла банально и официально за деньги – факт, позволивший Френо назвать миссию «псевдонаучной», что отвергли австралийские организаторы маршрута. Со слов оных, экспедиция ставила целью провести сравнительное исследование и проследить динамику результатов, полученных методами, которые сто лет назад предложил и применил в этих краях естествоиспытатель Дуглас Мосон.

Видимо, не склонная, в отличие от своего французского коллеги, к резким выпадам Лигетт сказала, что корабль достиг своего рода «точки невозвращения», имея в виду, что так далеко не заходят ни туристические лайнеры, ни научные экспедиции. Вот почему «Академик Шокальский» оказался в плену природы. Та же Лигетт уточнила, что для прохода на южный полюс круизный лайнер должен получить сертификат Международной ассоциации туроператоров Антарктиды (IAATO). К тому же, одиночные плавания – явление крайне редкое, каждый лайнер идет с напарником, чтобы при случае один мог помочь другому, терпящему бедствие. Эта самая (IAATO), по словам Лигетт, проделала колоссальную работу, которая гарантирует кораблям минимальные риски при взаимодействии с окружающей средой. «Пейзаж, фауна и практически девственная окружающая среда – вот, собственное, что они выставляют «на продажу» туристам. Так что они, как никто другой, заинтересованы в том, чтобы между теми и другими сохранялся статус кво», - добавила она.

Подписатся на новости:

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама