Большая часть акций «Аэроэкспресса» окажется в руках частных предпринимателей Сергея Глинко и Татьяны Ликсутовой, сообщило информагентство Newsru.com.
Напомним, что электропоезда «Аэроэкспресса» перевезли 3.5 млн пассажиров во время Олимпиады от аэропорта в Адлере до Красной Поляны. Эта же компания доставляет пассажиров из Москвы, Казани и Владивостока в близлежащие аэропорты. Бизнес налажен, и чистая прибыль «Аэроэкспресса» за девять месяцев 2013 года составила 442 млн рублей.
Между тем в середине февраля 2014 года совет директоров ОАО «РЖД» одобрило продажу 25% «Аэроэкспресса» предпринимателю Сергею Глинке и Татьяне Ликсутовой, бывшей жене Максима Ликсутова, заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. У РЖД останется 25% «Аэроэкспресса», у Глинки и Ликсутовой будет 50%, еще 25% - у бизнесменов Искандера Махмудова и Андрея Бокарева, пишет Forbes.
РЖД стала акционером «Аэроэкспресса» в 2008 году, когда выкупила 50% компании у аэропорта «Шереметьево» и структур Глинки и Ликсутова за 60 млн рублей. Через шесть лет за 25% «Аэроэкспресса» РЖД выручит около 500 млн рублей. Зачем продавать актив, стоимость которого выросла на порядок? По словам представителя РЖД Екатерины Герасимовой, у монополии нет денег для инвестиций в этот проект.
Сейчас у «Аэроэкспресса» семь собственных поездов и 18 арендовано у РЖД. Именно РЖД закупает подвижной состав для «Аэроэкспресса», стоимость одного поезда ЭД4М составляет примерно 280 млн рублей. Но затраты на поезда - мелочь по сравнению с вложениями в железнодорожные пути. Суммарно линии «Аэроэкспресса» обошлись РЖД и госбюджету более чем в 34 млрд рублей (без учета закупок подвижного состава). Инвестиции самой компании составили 12 млрд рублей.
Добавим, что на всех направлениях, кроме маршрутов до аэропортов Шереметьево и Домодедово, перевозки «Аэроэкспресса» остаются убыточными. Везде, кроме Москвы с ее сплошными автомобильными пробками, авиапассажиры предпочитают «Аэроэкспрессу» наземный транспорт, который удобнее и дешевле. В составе экспресса 472 пассажирских сидячих места, в конце 2013 года в Казани его загруженность составила в среднем 40 пассажиров, во Владивостоке - 100.