Минтранс пообещал поделить ответственность за вывоз туристов между туроператорами и перевозчиками, возложив основные затраты на турбизнес

Ирина Архарова
02 Дек 14 4670 1
Минтранс пообещал поделить ответственность за вывоз туристов между туроператорами и перевозчиками, возложив основные затраты на турбизнес
Минтранс пообещал поделить ответственность за вывоз туристов между туроператорами и перевозчиками, возложив основные затраты на турбизнес

Подпишитесь на туристические новости:

Внести в закон о туризме норму о совокупной ответственности туроператоров и авиаперевозчиков и в целом усилить ответственность авиасектора за возвращение туристов в случае возникновения финансовых проблем у туроператоров собирается Минтранс. По крайней мере, такая инициатива была озвучена представителем Минтранса на туристическом Форуме Домодедово на прошлой неделе. Впрочем, эксперты отмечают, что чиновники Минтранса «зашевелились» только после скандалов этого лета и грозной команды «сверху», и есть вероятность, что «благие начинания» останутся на бумаге, а финансовые затраты на вывоз туристов по уже выписанным авиабилетам вновь могут «спихнуть» на турбизнес.

В частности, речь идет о положении, гарантирующем возвращение туриста из-за рубежа независимо от финансовых взаимоотношений между участниками договора. «Авиакомпании и туроператоры обязаны будут вместе вывозить своих туристов. К новому сезону у перевозчиков не должно оставаться иллюзий, что за них клиента будет вывозить «Турпомощь», - заявил на форуме Андрей Иванов, начальник отдела департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса. Доработанный в этом контексте законопроект будет внесен в Госдуму в ближайшее время. Предполагается, что к следующему летнему сезону новые правила уже вступят в действие.

«Необходимость разделения ответственности между туроператором и перевозчиком до Минтранса «дошла» только в начале сентября, после совещания у премьера Дмитрия Медведева, когда замминтранса Валерий Окулов подтвердил, что Минтранс одобряет эту меру», - прокомментировал ситуацию Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ. Однако проблема возникла, мягко говоря, не во время летней череды банкротств. «Туроператоры об этом говорили с 2007 года, но почему-то введение этой простой меры не поддерживалось чиновниками Минтранса, что в итоге стало причиной многих потребительских конфликтов», - отметил Юрий Барзыкин.

Напомним, что летом 2014 года безответственность туроператоров и авиаперевозчиков практически обрушила рынок, причем авиакомпании потакали туроператорам, позволяя накапливать дебеторскую задолженность до огромных сумм. «При этом авиаперевозчики практически выходили сухими из воды: да, формально они теряли эту задолженность, но возврат туристов финансировала «Турпомощь», а имиджевые потери нес турбизнес», - подчеркнул Юрий Барзыкин.

С другой стороны, «лучше поздно, чем никогда». От реального разделения ответственности рынок в целом выиграет. «Реальное обеспечение совместной ответственности стабилизирует рынок, снизит риски у потребителя, повысит ответственность партнеров, а также не позволит накапливать большие задолженности», - считает эксперт. При этом должно быть введено правило: если перевозчик подписывается под договором с туроператором, то обязуется при любых обстоятельствах вывезти туристов на родину. «По оценкам участников рынка, правовое урегулированию данных отношений – одно из основных положений в разрабатываемом законе, и лишь оно одно снизит риски на 30% от общего объема», - оценил Юрий Барзыкин.

Тем не менее, в предложениях Минтранса есть и подводные камни. «Прошедшее лето показало наличие серьезных проблем в турбизнесе и на рынке перевозок. Турист может отправиться в поездку, только полностью ее оплатив. Соответственно у него должна быть гарантия возврата с места отдыха домой, независимо от финансовых взаимоотношений туроператора и авиакомпании, а для этого необходимо изменить требования к фрахтованию воздушного судна», - заявил на форуме Андрей Иванов. Он отметил в новом проекте закона формулировку статьи 10.2: согласно вносимым поправкам, в перечень существенных условий для заключения между туроператором и фрахтовщиком или его агентом договора фрахтования воздушного судна теперь входит предоставление туроператором гарантии оплаты по договору (банковской гарантии, банковского вклада, депозита и т.п.

Однако, уже сейчас в подавляющем большинстве случаев туроператоры предоставляют перевозчикам депозиты, как минимум покрывающие вывозные рейсы. А вот предлагаемое изменение в законе может вылиться в очередную «фингарантию» для турбизнеса, когда обязательства авиакомпаний попытаются профинансировать за счет туроператоров. «У нас есть предположения, что данная «новация» может стать частью и без того неподъемного финансового бремени, возложенного на туроператоров», - поделился опасениями Юрий Барзыкин.

Это точно интересно:
Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!