Необязательный реестр для необязательных турагентств: в чем смысл?

29 Сен 16 13678 4
Необязательный реестр для необязательных турагентств: в чем смысл?
Необязательный реестр для необязательных турагентств: в чем смысл?

Подпишитесь на туристические новости:

«Если вы нашли свое агентство в реестре - значит, можно смело покупать у него путевку», - говорится на сайте Ростуризма в статье http://russiatourism.ru/news/10656/, рассказывающей туристам, как правильно выбрать туристическое агентство и не стать жертвой мошенников. Речь идет о платном реестре, созданном при Турпомощи, который активно лоббирует руководство Ростуризма. Однако мы готовы поспорить с этим утверждением чиновников - вот только несколько историй от туристов, которых «надежные агентства из реестра» обманули в общей сложности на 300 тысяч руб.

История первая: как турист Вячеслав Ж. едва не остался и без путешествия, и без денег. Как рассказал путешественник, собираясь в отпуск, он заплатил турагентству «Премьер-тур» около 125 тысяч рублей за тур в Тунис на две недели. Это было не первое обращение Вячеслава в «Премьер-тур»: он ездил с ними не один год и бед не знал, однако в этот раз что-то пошло не так.

Догадываться об этом Вячеслав начал после того, как за неделю до вылета получил по электронной почте письмо от некоего юриста, который сообщил, что «Премьер-тур» испытывает «финансовые затруднения», поэтому Вячеслав никуда не полетит. Не ожидавший такого поворота, мужчина стал пытаться связаться с написавшим ему письмо юристом. Дозвонившись, он услышал от него, что необходимо срочно написать заявление на возврат денежных средств и что он, юрист, по электронной почте пришлет некое гарантийное письмо, в котором пообещает вернуть деньги в самое ближайшее время. Вячеслав резонно заметил, что такой документ неплохо было бы иметь в оригинале, в ответ на что его заверили, что скинут адрес, по которому оригинал можно будет забрать - но ничего не прислали. Турист понял, что происходит что-то странное, и обратился в правовую службу Ассоциации Туроператоров России (АТОР).

Корреспондент инфогруппы «ТУРПРОМ» получил разъяснения в правовой службе АТОР, где рассказали, что её специалисты тоже пытались дозвониться до данного «юриста», но тот, то ли почуяв неладное, то ли устав от общения с туристами, каждый раз сбрасывал звонки, и трубку ни разу не взял. При этом «юрист» настоятельно не рекомендовал Вячеславу обращаться в полицию, хотя в правовой службе АТОР ему порекомендовали как раз обратное.

Когда турист пришел писать заявление, ему снова позвонили - теперь еще и некто Светлана. Светлана (она же индивидуальный предприниматель Чаплыгина), в отличие от юриста, не только не обещала вернуть деньги - она просила еще и доплатить, аргументируя свои действия тем, что при небольшой доплате в 60-70 тысяч рублей тур Вячеслава будет восстановлен, и он улетит, наконец, в Тунис. При этом она не сообщила Вячеславу, откуда у нее его номер и какова ее роль во всей этой истории, зато обещала прислать ему платежку с реквизитами оператора, в результате чего он, якобы, заплатит ему напрямую.

Новый поворот сделал историю совсем интересной. Правовая служба АТОР связалась с ИП Чаплыгина. Поначалу, видимо, приняв звонящих за туристов, она говорила все то же самое, что и Вячеславу. Когда же Светлана поняла, что звонят ей не туристы, она рассказала следующее: агентство «Премьер-тур» было ее субагентом, она переживает за штрафы, которые ей, как агенту, выставит оператор, и поэтому звонит туристам и предлагает доплатить за сохранение туров. Еще немного пообщавшись со специалистами, женщина призналась, что платить, конечно, пришлось бы все равно на ее реквизиты, а не туроператора - тут она беззастенчиво лгала туристам.

Примечательно, что как оказалось, у правовой службы АТОР к тому времени уже был ещё один звонок от туристки, также пострадавшей от «Премьер-тура» и ИП Чаплыгина - Людмилы К., которая заплатила за недельный тур на двоих на Кипр около 75 тыс. рублей.

Звонок туроператору расставил все на свои места. Оказалось, что отношения с «Премьер-туром» туроператор разорвал еще в прошлом году, лишив агентство возможности бронировать туры на своем сайте, а вот с ИП Чаплыгина работает до настоящего времени. Однако эти два турагента - ИП Чаплыгина и «Премьер-тур» договорились работать за спиной у оператора по своей схеме: ИП Чаплыгина предоставила «Премьер-туру» свой логин и пароль от личного кабинета туроператора и бронировали они туры вместе, о чем туроператор, естественно, не подозревал.

Когда ИП Светланы поняла, что «Премьер-тур» «кинул» и туристов, и ее, оставив с набронированными, но лишь частично оплаченными турами, она, не придумав ничего иного, стала эти туры аннулировать. Потом одумалась и поступила еще более «логично» - решила повторно взять с туристов деньги, которых недоставало, и восстановить заявки.

Однако эксперты из правовой службы АТОР рассказала туроператору, что ИП Чаплыгина, прикрываясь его именем, вводит туристов в заблуждение. В результате туроператор пообещал строго разобраться с незадачливым турагентом. Вероятно, непростой разговор у них в результате состоялся, потому что на следующий день агент обзвонила пострадавших туристов и сообщила, что Людмиле тур восстановила без доплат, а Вячеславу договорились сократить даты тура, но также обошлись без доплат с его стороны. Единственное, о чем она просила туристов - больше не обращаться к экспертам...

Следующая история похожа на предыдущую, но гораздо короче - в ней не так много действующих лиц. Итак, туристы (трое взрослых и ребенок) забронировали в агентстве «Солнечный день» в Чертаново (номер в платном Реестре турагентов при «Турпомощи» - 1375  http://www.tourpom.ru/turagentstvam/spisok-turagentstv/1259/) тур в Болгарию на неделю, общей стоимостью в 1 тыс. 586 евро. Полная оплата тура была произведена к 20 августа.

Турагентство до 2 сентября честно выходило на связь, говорило о готовящихся визах, однако получить документы в офисе этой компании туристам так и не пришлось: агент перестал отвечать на звонки. Приехав в офис турфирмы, туристы обнаружили, что он несколько дней как опечатан. Туристы не стали долго думать, поехали в полицию, написали заявление об ущербе (по словам полицейских, с которыми общались наши туристы, таких заявлений на это агентство к тому времени было написано уже около 30).

Что делать дальше, туристы не знали и также обратились в одну из туристических организаций, где им помогли связаться с туроператором и выяснили, что из 1 тыс. 586 евро оператор получил только 267, причем и эти деньги агент заплатил только 15 августа, тогда как туристы предоплату внесли еще в начале августа. А далее, вплоть до 3 сентября, турагент уговаривал туроператора не аннулировать бронь, ссылаясь на то, что туристы – пенсионеры и никак не могут собрать полную сумму и заплатить за тур (что, естественно, оказалось ложью). После 3 сентября турагентство из реестра на связь с туроператором также уже не выходило.

О чем все это говорит? Оба агентства-фигуранта этих историй - «Премьер-тур» и «Солнечный день» - находятся в реестре Турпомощи, причем последнее вступило туда 21 июня - не так уж давно. Если же посмотреть отзывы на работу агентства в интернете, выясняется, что работать плохо (http://pikabu.ru/story/turisticheskiy_lokhotron_ooo_quotsolnechnyiy_denquot_metro_chertanovskaya_4286364) «Солнечный день» начал как минимум с начала этого года.

Возникает ряд вопросов. Вопрос первый: получается, что нахождение турагентства в реестре ничего не решает? И достаточно просто заплатить «добровольный взнос», чтобы дальше «кидать» туристов уже более уверенно?

И второй: если с 1 января членство в реестре так и останется необязательным, как заявил на днях глава «Турпомощи» Александр Осауленко (http://www.mskagency.ru/materials/2591252, https://www.tourprom.ru/news/33734/), то зачем тогда этот реестр вообще существует? И в чем разница для туриста, какое турагентство его «нагреет» - состоящее в реестре или нет? Впрочем, г-н Осауленко уже успел опровергнуть необязательность реестра, заявив, что журналисты, «видимо, неправильно восприняли его слова».

При этом примечателен тот факт, что риторика спикеров, выступающих за реестр, звучит, как заученная. Сравним: «Сейчас членство в реестре турагентств является добровольным, однако с 1 января 2017 года оно станет обязательным. Убежден, что формирование реестра будет способствовать оздоровлению, повышению прозрачности турагентсткого рынка и профессионализма его участников. Это позволит нам отсечь фирмы-однодневки, которые оказывают некачественные услуги и не способны выполнить свои обязательства перед клиентами», - заявил глава Ростуризма Олег Сафонов, 11 апреля (https://ria.ru/tourism/20160411/1408081107.html). И другое выступление: «Введение реестра турагентов поможет оздоровить рынок и позволит ответственным компаниям вести доходный бизнес», - заявил глава «Турпомощи» Александр Осауленко.

С последним утверждением мы даже не спорим...

P.S. «Утверждения, что реестр турагентов при «Турпомощи» будет обязательным c 01.01.2017 года, а не вхождение в реестр будет предусматривать санкции и запрет на ведение турагентской деятельности, не соответствуют действительности и являются прямым введением в заблуждение представителей турбизнеса с целью получения доходов. Эти действия должны стать предметом рассмотрения юристов и соответствующих органов», - ранее сообщил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Андрей Гаврилов, президент АТА (Альянс Туристических Агентств).  Подробнее читайте по ссылке https://www.tourprom.ru/news/33734/.

Читайте ещё интересные материалы на Турпроме:

Это точно интересно:
Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!