Турагентства предложили «черный список» для российских отелей

20.10.2016 16:02
Турагентства предложили «черный список» для российских отелей

Черный список российских отелей, переманивающих туристов у туроператоров с помощью прямых продаж со скидкой, предложили ввести российские турагентства. Первой из подобных кандидатур стал крымский отель «Ялта Интурист», в этом сезоне «позаимствовавший» значительный объем туристов у своих партнёров-туроператоров. Эксперты турбизнеса отмечают, что это действительно распространенная практика, и сталкиваться с ней туроператорам приходится практически каждый месяц, а свой «черный список» на рынке негласно уже ведется. Однако юридически ситуация достаточно «скользкая»: гласность с таким списком может повлечь за собой судебные иски.

«К сожалению, практика прямых продаж состоявшимся клиентам туроператоров, при их контакте с отелем, действительно встречается часто. Мы сталкиваемся с этим примерно раз в месяц в той или ином форме. Отелю выгодней продать размещение частному лицу, так как даже с предлагаемой скидкой такая цена будет выше, чем контрактная стоимость для туроператоров», - пояснил ситуацию корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин».

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама

Очередной раз этот конфликт «всплыл», когда ростовская сеть турагентств «Розовый Слон» призвала турбизнес к бойкоту и внесению в черный список отеля «Ялта Интурист» за непартнерское поведение по отношению к турфирмам. Отель «увел» у компании большую группу - 150 туристов, предложив всей группе скидку на проживание в размере 20%. Как сообщила пострадавшая сторона, туристы из Волгодонска изначально бронировали места в этой гостинице через туроператора «Алеан» и турагентство «Розовый Слон». После чего одному из туристов потребовалось уточнить информацию по услугам в номере и он позвонил в отель. В ответ турист получил «щедрое предложение» на скидку в 20% при бронировании напрямую, в итоге перебронировалась вся группа. Причем в апреле туроператор «Кандагар» также сообщил о скидках для прямого туриста в 40% от туроператорской цены, о которых заявлял отель. Были названы и некоторые другие отели на таких популярных курортах как Сочи, Лазаревское, Кисловодск, также не брезгующие подобной практикой. В итоге бойкот и черный список турфирмами предлагаются как вынужденная мера для воздействия на подобный «бизнес».

Впрочем, юристы отмечают, что мера достаточно «скользкая» и может быть чревата исками, т.к. подобные спорные процессы в российском правовом поле никак не урегулированы. «Черные списки, если они публикуются в СМИ или открытых источниках, могут причинить вред деловой репутации и служить инструментом недобросовестной конкуренции. Что может повлечь иски от пострадавших к распространителям», - пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» юрист Георгий Мохов, член Правления Российского Союза Туриндустрии (РСТ), председатель Правовой комиссии РСТ, учредитель юридического агентства Персона Грата. Соответственно, такой рабочий инструмент годен к использованию в закрытой аудитории, как обмен информацией среди участников рынка.

По словам эксперта, и бойкот эффективен только в случае существенного охвата аудитории турфирм, значимой для «бойкотируемого», иначе это будет просто мероприятие из серии «пчелы против меда»: сам отель не почувствует снижения броней, заполнив места самостоятельно или с помощью тех кто бойкот не поддержал или о нем не знал.

Впрочем, о подпорченной деловой репутации участники рынка узнают довольно быстро, и подобные «бизнесмены» могут лишиться клиентуры и без всяких формальных чёрных списков. «В данной ситуации отель, скорее всего, не хочет поддерживать отношения с этими туроператорами и верит, что найдет новых участников, которых можно будет кинуть подобным образом. Однако отечественный туррынок небольшой, и каждый раз находить новых идиотов на нем будет всё более сложно. Поэтому эта история достаточно скоро закончится», - прокомментировал ситуацию Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин». По словам эксперта, предание случаев «переманивания» клиентов огласке на рынке уже негласно существует и работает эффективно. «Отели, которые давно на рынке, взвешенно к этому относятся и не хотят ругаться со своими крупнейшими продавцами», - отметил эксперт. Тем более, что крупным отелям очень сложно обойтись прямыми продажами: лишь небольшие частные отели легко заполнить за счет прямых продаж, однако отель на несколько сотен номеров крайне нуждается в «хорошем реноме» на туроператорском рынке, пояснил собеседник.

При этом эксперт отметил, что нередко в дело вмешивается и человеческий фактор. «У любого отеля есть отдел продаж, там часто заняты временные работники, работающие первый год и последний, чья зарплата зависит от процента продаж. Если перед ними стоит выбор – получить копейку себе, они естественно постараются заполучить клиента, нередко без одобрения начальства. С этим можно бороться только прямыми контактами с директором, однако при желании заработать персонал всё равно находит лазейки», - уверен Сергей Ромашкин. Однако эксперт отметил, что угроза расторжения договора обычно достаточно действенный аргумент для хотельера.

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама

«Можно предавать истории огласке, угрожать расторжением договора, можно более тщательно прописать условия контракта, но, к сожалению, расчет отелей на сиюминутную выгоду отменить нельзя», - резюмировал Сергей Ромашкин. «Юридически можно предусмотреть запрет на прямую продажу клиентам агента в договоре с отелем, но никто на такие условия не пойдет и контролировать их сложно. Скорее это вопрос деловой этики и доверия партнеров, чем юриспруденции», - подвел итог Георгий Мохов.

Подписатся на новости:

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама