Верховный Суд подтвердил право турагентств взимать комиссию за билеты

Ирина Архарова
06 Окт 17 13012
Верховный Суд подтвердил право турагентств взимать комиссию за билеты
Верховный Суд подтвердил право турагентств взимать комиссию за билеты

Подпишитесь на туристические новости:

Турагентства, занимающиеся реализацией билетов, вправе взимать плату за сервисные услуги – такую оценку озвучил Верховный Суд. Вроде бы очевидный вопрос дошел до Верховного Суда не просто так: это право на комиссию у турагентств попытались отнять чиновники Роспотребнадзора. В результате турагентству, к которому предъявили претензии чиновники, пришлось дойти в поисках правды до самого Верховного Суда. Впрочем, как отмечают опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ» эксперты-юристы, наибольшую сложность для турфирм представляет собой «борьба» с агентской комиссией со стороны крупных поставщиков услуг.

Суть дела, которое рассматривал Верховный Суд, состояла в том, что читинское агентство «Авиаэкспресс» занималось деятельностью по продаже билетов на поезда «Федеральной пассажирской компании» внутри России, в страны СНГ и Прибалтики. При этом за билет сверх установленного перевозчиком тарифа компания взимала сбор в размере 300 рублей. Информация о комиссии доводилась до каждого потенциального пассажира. Однако против турагентства выступил Роспотребнадзор, расценив такие действия как обман покупателя. По факту нарушения прав потребителей на «Авиаэкспресс» был наложен административный штраф в размере 20 тысяч рублей.

Однако турагентство не смирилось со столь вольной трактовкой закона со стороны чиновников Роспотребнадзора. Тем не менее, следующая инстанция - Арбитражный суд Забайкальского края поддержал выводы надзорного органа, придя к выводу, что коммерческое агентство незаконно осуществляло «возмездную деятельность по оформлению договоров перевозки на железнодорожном транспорте, в то время как в соответствии с законодательством оказание такой услуги осуществляется бесплатно, так как не имеет потребительской ценности».

Турфирма подала апелляцию, и Апелляционная Коллегия не усмотрела обмана покупателя, так как компания надлежащим образом извещала каждого клиента о стоимости спорной услуги, которая оплачивалась по отдельной квитанции. Служители Фемиды констатировали, что будущий пассажир имел право выбора, в том числе мог приобрести билет непосредственно у перевозчика: «Потребитель, обращаясь к тому или иному продавцу, руководствуется в том числе комфортностью получения данной услуги, удаленностью нахождения продавца билетов от потребителя, наличием очереди, наличием дополнительных услуг, удобным графиком расписания работы и тому подобное. Данные услуги не имеют материального выражения, но имеют нематериальную составляющую и в связи с этим определенную стоимость. На её уплату потребитель соглашается в случае, если его удовлетворяют указанные критерии. Административный орган не установил, что потребитель, приобретая проездные документы, не получил названных благ», – констатировал суд, отменяя штраф.

В надзорной жалобе Роспотребнадзор не смог опровергнуть факт предоставления пассажиру дополнительной услуги, оплаченной им в добровольном порядке. Поэтому Верховный суд России подтвердил законность и обоснованность принятого в пользу агентства решения.

Юристы, специализирующиеся на туристическом рынке, расценили это решение как очень актуальное. «Решение Верховного суда – это, безусловно, благо. Нам очень не хватает свободы договора – повсюду ограничения и жесткие рамки – бизнесу трудно развиваться в таких условиях. Абсолютно очевидно, что за более комфортный способ получения услуги может и должна взиматься плата. В этом суть агентского или посреднического бизнеса», - прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Александр Байбородин, глава ю/к Александра Байбородина. При этом эксперт отметил, что претензии от туристов и иных потребителей по поводу слишком высокой цены, турагентства периодически получают, так как туристы приобретают одну и ту же услугу по разным ценам, а затем узнают об этом друг от друга.

«К счастью, такие претензии и иски обычно решаются в пользу турфирм. Аргумент судов и юристов простой – клиент согласился с ценой, получил то, за что оплатил, а значит его права не нарушены. Статья 421 ГК РФ позволяет сторонам самостоятельно определять условия договора», - отметил Александр Байбородин.

При этом эксперт отметил, что в современном турбизнесе существует еще один уровень проблемы: «Иногда наценку на билеты запрещает турагентствам делать не закон, а сами крупные поставщики-монополисты. И вот это уже большая проблема – найти какие-то рычаги воздействия на них достаточно трудно», - резюмировал Александр Байбородин.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

Это точно интересно:
Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!