Отказ в визе: как туроператору и турагентству избежать претензий туриста?

26.03.2018 19:38
Отказ в визе: как туроператору и турагентству избежать претензий туриста?

До Верховного суда дошло дело туриста против туроператора, чей отпуск сорвался из-за отказа в визе, в чем, по оценке туриста, виновен туроператор. Пока дело находится на стадии рассмотрения «по второму кругу» эксперты подчеркивают, что «скользкие» вопросы по исполнениям обязательств туроператору и турагентству необходимо прописывать как можно тщательнее, поскольку дела о сорвавшихся поездках разбираются долго и сложно.

Подробности имеющейся ситуации, по информации издания «Право.ру» таковы: турист собирался в отпуск в Италию и приобрел шестидневный тур «Русского Экспресса» через турагента «Онлайн Тур +». У туриста возникла необходимость открыть визу, что было сделано через визовый центр «Виза менеджмент сервис», которая оформляла документы по договору с итальянским Генконсульством.

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама

Однако туристу в выдаче визы отказали, из-за чего сорвалась поездка, и началось судебное дело. В качестве причины в Генконсульстве Италии указали, что заявитель не обосновал цель поездки и не указал условия пребывания в стране. В ответ на это турист потребовал выплатить ему компенсацию: якобы туроператор не обеспечил надлежащее оформление документов. Ответчиками по иску стали «Русский экспресс» и страховщик «ВСК», у которого туроператор застрахован «от неисполнения обязательств».

В исковом заявлении о защите прав потребителя, направленном в Промышленный районный суд Курска, турист попросил взыскать стоимость тура с процентами за пользование чужими денежными средствами, а также 30’000 руб. за моральный вред, штраф за неудовлетворение требований потребителя добровольно и компенсацию судрасходов. Через первую инстанцию иск прошел с частичным удовлетворением. В суде заключили, что уведомление Консульства о причинах отказа в визе подтверждает, что услуги по содействию в оформлении документов были оказаны некачественно.

Однако дальше была апелляции, в ходе которой суд заключил, что нет доказательств того, что услуги туроператора были некачественными, случай нестраховой, туроператор не отвечает за то, что туристу отказали в визе, и не должен возвращать ему деньги. В следующей инстанции, которую исполняла Коллегия по гражданским спорам Верховного суда, было отменено решение апелляции и дело направили на новое рассмотрение в Курский облсуд. Фактически, по решению коллегии, апелляция не учла, что помогал оформить визу туроператор, и он должен был указать всю нужную информацию в направляемом в Консульство заявлении, в том числе написать цель и условия пребывания туриста в Италии. Но ответчик не доказал, что передал нужные документы в Консульство. Для рассмотрения дела по второму кругу Курскому облсуду предстоит выяснить, рассказал ли туроператор клиенту о том, что нужно для получения визы, а если это не было сделано, то связано ли не предоставление нужной информации и убытки туриста.

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама

Как отмечают эксперты, по таким делам доказываются следующие факты: 1) исполнение турагентом и туроператором своих обязательств; 2) невозможность исполнения обязательств по договору по обстоятельствам, за которые агент и оператор не отвечают (ст. 781 ГК РФ); 3) наличие у турфирм фактически понесенных расходов. «Туроператору для успешного исхода дела обычно необходимо доказать во-первых, что он своевременно передал документы для оформления визы в уполномоченный орган иностранного государства, а пакет документов был достаточен для возможного открытия визы. Во-вторых, что собственно был отказ консульства, и отказ этот не был связан с действиями (бездействиями) туроператора. И в-третьих, что туроператор оплатил денежные средства поставщикам услуг - авиакомпании, отелю и т.п., и вернуть эти денежные средства невозможно», - пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Александр Байбородин, гендиректор юридической компании Александра Байбородина.

Соответственно, по словам юриста, в данном случае Верховный суд посоветовал нижестоящим судам поглубже разобраться, а достаточный ли комплект представил туроператор в консульство, всё ли там было указано верно, хотя с трудом представляю, чтобы этот вопрос не исследовался судами при первичном рассмотрении дела, добавил Александр Байбородин.

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама

Юрист еще раз подчеркнул, что споры в случае, когда поездка не состоялась и туристы никуда не улетели, никогда не бывают легкими. «Поэтому посоветуем турфирмам, в качестве общих рекомендаций, особенно это касается турагентов, не использовать в договоре формулировки типа «турфирма обязана оформить визы» - пусть, например, там стоит фраза вида «передача документов для оформления визы». А также обязательно иметь в договоре пункт об отсутствии ответственности за действия посольств и консульств – в рассматриваемом споре, как я понимаю, именно этот пункт помог изначально выиграть дело, когда оно ещё шло по первому кругу», - резюмировал Александр Байбородин.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

Подписатся на новости:

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама