Исследование SPA для отелей: рост привлекательности или дополнительные затраты?

25.12.2019 18:29
Исследование SPA для отелей: рост привлекательности или дополнительные затраты?

Возрастающая популярность оздоровительного отдыха среди россиян, к которому можно отнести не только классическую программу в санатории, послужила для Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья стимулом к более пристальному изучению смежных сегментов. Так, на основе репрезентативной выборки была рассмотрена деятельность объектов, позиционирующих себя именно как спа-отели, которых, по оценкам аналитиков Ассоциации, в России насчитывается не менее 300. На основе выборки, состоящей из различных типов спа-отелей, был сделан анализ ключевых аспектов их деятельности и дана оценка перспектив роста данного сегмента. Своим исследованием Ассоциация поделилась с корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ».

Основные вопросы, на которые попытались ответить аналитики Ассоциации в результате исследования:

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама
  • Является ли открытие комплекса спа-услуг для отелей точкой дополнительного роста капитализации бизнеса?
  • Возможно ли дальнейшее развитие спа-отелей с учетом международных трендов развития wellness индустрии?
  • Каковы ключевые критерии успешной интеграции спа-услуг как в маркетинговую политику, так и в эффективную систему управления затрат отеля?

Были выделены следующие виды спа-отелей, для каждого из которых существует своя определенная специфика маркетингового продвижения и управления спа-комплексом:

  • Спа-отель курортного типа. Представляет собой отель, ориентированный на сезонный отдых, например, на пляжный или горнолыжный.
  • Спа-отель городского/загородного типа. В данную группу отнесены отели, в меньшей степени подверженные сезонным колебаниям, не находящиеся в местах массового курортного отдыха, могут располагаться в крупном городе или загородом.
  • Спа-отель-санаторий. Данная группа представлена спа-отелями, «выросшими» из санаториев.
  • Мини спа-отель. Этагруппа представлена небольшими спа-отелями, размер площади номерного фонда которых не превышает 1000 кв. м.

Все респонденты оценивались по трем категориям:

·         влияние показателей масштаба бизнеса

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама

·         инвестиционный потенциал

·         значимость спа-услуг

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама

Анализировались показатели за 2018 год. Основные выводы базировались на данных, представленных респондентами. При этом допускается незначительная корректировка части выводов, в случае анализа более крупной выборки респондентов в дальнейшем.

В целом по всему сегменту спа-отелей можно сделать следующие выводы:

1.       Подавляющее большинство респондентов демонстрируют уверенный рост доходов в среднем 13,0% за 2018 год (за минусом инфляции рост составляет 8,7%), что подтверждает международный тренд о стабильном прогнозируемом росте сегмента спа-услуг в формате спа-отелей.

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама

2.       Представленная выборка свидетельствует о достаточно высоком инвестиционном потенциале спа-отелей, на что указывают показатели финансово-экономической эффективности, такие как рентабельность по EBIT, отношение долга к выручке, загрузка отеля.

3.       Для большинства респондентов развитие спа является одним из значимых стимулов роста стоимости бизнеса.

4.       Финансовые показатели эффективности управления показывают существенную разницу результатов у различных респондентов, что говорит об огромной разнице в подходах к управлению ценообразованием и продвижении услуги спа внутри объекта. Это говорит о большой информационной изолированности участников рынка спа, низком уровне конкуренции, и существенном потенциале роста доходности за счёт повышения качества управления эффективностью. И это основание для обмена опытом в части управления доходностью на объектах данного сегмента.

5.       Учитывая тренды по формированию запросов на развитие услуг комплексного управления здоровьем, озвученные GlobalWellnessInstitute (GWI) в последнем исследовании (подробнее – в Приложении 1), предложение спа-услуг является возможным эффективным направлением развития санаториев, при условии создания спа как отдельного направления, учитывающего все особенности реализации данного комплекса услуг.

6.       Средний доход от спа-услуг на 1 гостя в некоторых отелях приближается к величине дохода от проживания на 1 гостя (RevPac), что указывает на высокий удельный вес доходов от спа-услуг в выручке отеля.

7.       Успешные спа-отели, предлагающие широкий комплекс услуг, могут в перспективе трансформироваться в отели, поддерживающие в целом философию здорового образа жизни, спрос на которые, по прогнозам GWI, в ближайшее время будет возрастать.

Усредненный потрет спа-отеляна основе проанализированной выборки выглядит следующим образом:

  • Загрузка отеля – 59%.
  • Рентабельность EBIT – 12%.
  • Отношение долга к выручке – 50,2%.
  • Доход от спа-услуг на 1 одного посетителя – 5225 рублей.
  • Отношение числа посетителей спа-комплекса к общему числу проживающих в отеле – 0,54.

Среди наиболее успешных спа-отелей, принявших участие в исследовании, были выделены следующие:

Спа-отели курортного типа

Название

Регион

Отель Yalta Intourist

Республика Крым, г. Ялта

Palmira Palace Resort and SPA

РеспубликаКрым, г. Ялта

Ostrova            SPA-hotel Sochi

Краснодарский край, г. Сочи

Грандотель «Жемчужина»

Краснодарский край, г. Сочи

Medical spa отель ROSA SPRINGS    

Краснодарскийкрай, г. Сочи

«Аквамарин» Отель&СПА

Туапсинский район, с. Пляхо

Основными характеристиками данной группы отелей являются:

·         Лидерство по масштабу бизнеса и стабильный туристический поток в высокий сезон;

·         Финансово-экономическая эффективность (рентабельность по EBIT колеблется в пределах 6-24%);

·         Большее влияние сезонности, вследствие чего уровень загрузки отелей по итогам года в данной категории является относительно невысоким и колеблется в пределах 34-65%;

·         Меньшая значимость спа-услуг в обеспечении стабильного туристического потока, вследствие чего показатели значимости спа-услуг несколько отстают от остальных групп (спа-комплекс посещает только каждый третий отдыхающий, площадь спа составляет в среднем 20% от площади номерного фонда). Однако стабильный туристический поток позволяет обеспечивать достаточно высокий уровень доходности спа-услуг, средний доход на 1 гостя от СПА-услуг всего лишь на 20% ниже дохода на 1 гостя от проживания (RevPac).

Спа-отели городского/загородного типа

Название

Регион

Welna Eco Spa Resort

Калужская область, г. Таруса

Garden Hotel & Spa

Чувашская Республика, г. Чебоксары

SPA Отель RASSTAL

г. Набережные Челны

Основными характеристиками данной группы отелей являются:

·         По сравнению с первой группой незначительный масштаб бизнеса и более низкий уровень финансово-экономической эффективности (рентабельность EBIT колеблется от -8% до 10%).

·         Высокая значимость спа-услуг в стратегии развития отеля, в следствие чего представители даннойгруппа являются очевидными лидерами в этой группе критериев (70% гостей отеля пользуются услугами спа-комплекса, площадь, отведенная под спа-комплекс соразмерна площади номерного фонда). Однако доходность спа-услуг несколько ниже доходности, получаемой спа-отелями курортного типа, что связано, прежде всего, с географическим расположением данной группы отелей и более низкой платежеспособностью клиентов спа.

·         При этом наблюдается более высокая загрузка отелей по итогам года (56-70%) в связи с меньшим влиянием сезонности, меньшей площадью номерного фонда.

Спа-отели-санатории

Название

Регион

Санаторий «Плаза» 

Ставропольский край, г. Кисловодск

Санаторий «Сосновая роща» 

Республика Крым, г. Ялта

Санаторий «Россия»

Алтайский край, г. Белокуриха

Основными характеристиками данной группы отелей являются:

·                    Стабильный туристический поток, обеспеченный уже наработанной репутацией на рынке санаторно-курортных услуг, значительный масштаб бизнеса, сопоставимый с показателями спа-отелей курортного типа.

·                    Высокая финансово-экономическая эффективность (рентабельность по EBIT колеблется в пределах 9%-35%).

·                    Самые высокие в выборке показатели загрузки отеля по итогам года (68-84%).

·                    Очень разнородный уровень доходности спа-услуг, что говорит о различных подходах к вопросам ценообразования и продвижению услуг спа.

·                    Высокий уровень востребованности спа-услуг среди гостей (каждый второй клиент отеля пользуются услугами спа).

Проведенный анализ свидетельствует, что именно данная группа имеет самые перспективные возможности трансформации в дальнейшем в многофункциональные оздоровительные wellness отели, направленные на комплексное поддержание здоровья и благополучия гостей.

Мини-спа-отели

Название

Регион

SPA-Курорт Кедровый

Алтайский край, г. Белокуриха

SPA-отель«Большие Соли»

Ярославская обл., рп Некрасовское

Основными характеристиками данной группы отелей являются:

·         Способность показывать высокую финансово-экономическую эффективность даже при незначительном масштабе бизнеса (например, СПА-Курорт Кедровый демонстрирует самую высокую рентабельность EBIT в выборке 43%).

·         Наблюдается средний уровень загрузки отеля (около 60%).

·         Потенциально большая значимость спа-услуг в маркетинговой политике отеля;

·         В следствие незначительного масштаба, в большей степени чувствительны к эффективности управления спа-комплексом.

В заключение необходимо отметить, что сегмент спа-отелей, безусловно, является привлекательным как с точки зрения экономической эффективности и роста капитализации отельного бизнеса, так и общей рыночной конъюнктуры, которая в настоящее время демонстрирует нацеленность на развитие сегментов wellness индустрии, обусловленное глобальными трендами заботы о здоровье человечества.

Кстати, забронировать любой отель, включая отели со SPA, мы рекомендуем в этом агрегаторе отелей. Тут широчайший выбор гостиниц, а цены, зачастую, дешевле чем в Букинге.

Подписатся на новости:

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама