Туристам рассказали о новых канатных подъемниках для горнолыжных курортов, которые теперь делают в России

В рамках деловой программы Международного туристического форума «Путешествуй!» представители туротрасли и ведущих российских производителей оборудования для сектора обсудили задачи импортозамещения с целью поддержки развития туризма в России.
С 10 по 15 июня 2025 года в Москве на площадке ВДНХ прошел пятый юбилейный Международный туристический форум «Путешествуй!» — якорное мероприятие в сфере туризма и гостеприимства. Организатор форума — фонд Росконгресс совместно с Министерством экономического развития России при поддержке Правительства РФ и Комитета по туризму города Москвы.
В ходе деловой программы форума участники сессии «Импортозамещение в туротрасли: приоритеты государственной политики и отраслевые решения» обсудили вызовы сегодняшних реалий для туристического сектора России и практические решения отечественных производителей.
Модератор сессии, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Дмитрий Вахруков, напомнил: «Наша задача, с которой мы начали справляться, — превратить вызовы и ограничения в возможности. Бурное развитие туристической отрасли создает ряд возможностей не только для туристов и для инвестиций в туризм, но и развивает смежные отрасли. Каждый рубль, который государство тратит на поддержку туризма, который инвесторы вкладывают в туристическую индустрию, имеет существенный мультипликатор, поддерживая развитие гостиничного сектора, крупных курортов, и, конечно же, влияет на спрос в смежных отраслях».
Первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков также подчеркнул, что сегодняшняя ситуация в туристической отрасли России — интересный вызов, и производители уже отвечают на него. Он отметил успехи производителей канатных дорог, в частности, открытие нового завода «ТверьКанатДор» в Тверской области (площадка холдинга РУСЛЕТ, который масштабирует свое производство, закрывая спрос курортов на канатные дороги), а также упомянул необходимость производства отечественных ратраков и снежных пушек.
«Главное — качество, безопасность и доступная среда», — подчеркнул Василий Осьмаков, говоря об оборудовании, которое должно обеспечивать работу инфраструктуры курортов страны. В частности, напомнил замминистра промышленности и торговли, требования к безопасности канатного оборудования уже включены в ГОСТы — внедрены в действие 6 национальных стандартов, которые начнут действовать с сентября 2025 года. «Важно сертифицировать импортную продукцию с точки зрения безопасности - китайскую и не только китайскую», - отметил Василий Осьмаков.
«Крайне важен долгосрочный спрос для обеспечения загрузки мощностей российских предприятий», - подчеркнул Василий Осьмаков. В этом вопросе он отметил и важность поддержки государства: субсидии для курортов при покупке ими отечественного оборудования могут составить до 45%.
«Года полтора было затишье, мы не понимали, с какими продуктами будем работать. Но наш рынок быстро переобулся, собрался, и на данный момент мы имеем серьезные достижения», — отметила успешный ход импортозамещения в туротрасли заместитель председателя правления Ассоциации горнолыжных комплексов, территорий и сервиса Светлана Данилина. Она сообщила, что на горнолыжных склонах России сегодня катается 3 млн человек, в этом сезоне их количество увеличилось на 24%, при этом в России 1,5 тысяч километров трасс, и эта цифра будет расти. 16% курортов имеют более 5 подъемников, остальные ставят целью свое развитие, появляются и новые курорты. «Поэтому мы имеем большие перспективы развития производства канатных дорог», — отметила она.
Об успехах в сфере производства канатных дорог в России рассказал генеральный директор ведущего российского производителя канатно-транспортных систем РУСЛЕТ Дмитрий Сидорович. Он сообщил о техническом открытии современного завода «ТверьКанатДор»: «Сейчас идет отладка работы, 140 станков поставлено, 19 находится в стадии пусконаладочных работ, еще 6 станков на пути на завод. В сентябре мы ожидаем полноценного открытия и запуска в 3 смены. Завод будет производить 15 канатных дорог в год и закроет потребности нашего рынка». Также Дмитрий Сидорович напомнил, что РУСЛЕТ разработал новейшее отечественное ПО для канатных дорог: «Мы опережающими темпами в феврале 2024 года создали и полностью локализовали отечественную систему управления канатной дорогой, сейчас мы заменили мозги более чем на 8 дорогах швейцарских, австрийских и французских производителей. И тем самым показали, что мы в состоянии выживать в экстремальной ситуации».
В ноябре 2024 года РУСЛЕТ разработал совместно с промышленным дизайн-бюро Андрея Кружилина первую отечественную кабину канатной дороги гондольного типа на 8 человек. В мае 2025 года на КИФ (Кавказский инвестиционный форум) РУСЛЕТ представил уже 10-местную кабину. Эта кабина была представлена и на турфоруме «Путешествуй» на ВДНХ. Еще одно достижение РУСЛЕТ — разработка отечественного отцепляемого зажима, сердца канатной дороги.
Генеральный директор ООО «КБ Ратрак Урал» Александр Пашнин рассказал, что его компания начала развивать модель российского ратрака в 2021 году: «Нам говорили: «Есть замечательные импортные машины, зачем вы это делаете?». А в 2022 году все поменялось». Сегодня ратрак этого производителя уже включен в реестр, также компания выпускает запчасти к импортным ратракам.
Производители подчеркнули важность поддержки отечественного производителя на фоне конкуренции со стороны китайских предложений. «Мы надеемся на поддержку. Есть сильная конкуренция с Китаем. Китай сильно ломает рынок. Мы пока дороже, чем Китай. Но благодаря расширению и росту объемов мы можем сокращаться в цене и быть дешевле», — отметил генеральный директор группы компаний СКАДО Илья Арзютов.
«Мы испытываем огромное давление со стороны азиатских производителей, есть ощущение, что мы находимся в тени крупного игрока, который с внешнего рынка перешел на нас», — отметил Дмитрий Сидорович, подчеркнув важность преференциального режима для российских производителей.
«Нужно двигаться в едином фарватере с государственной политикой, с защитой от производителей из Китая», — отметил начальник управления по связям с общественностью ООО «ВОЛГАБАС ГРУПП» Кирилл Урванцев (компания производит новейшие отечественные туристические автобусы с локализацией до 70%).
«Россия живет на глобальном рынке, и наши китайские восточные партнеры активно демпингуют. Рынку надо обеспечить большой заказ и государственную систему субсидирования. Если мы решаем проблему импортозамещения, а не просто насыщения рынка, здесь нужен другой подход. Нужно, чтобы мы были вровень или лучше по ценовой политике, чем наш основной конкурент — Китай», — считает руководитель Экспертного совета Российского союза туриндустрии (РСТ), начальник юридического отдела РСТ Николай Литаренко.
«Мы сейчас создадим спрос, и важно, чтобы он не ушел производителям с Востока», — согласился Дмитрий Вахруков.
«Вы выступили как спасатели, начав производить российскую продукцию для наших курортов. Вы нам не позволили встать, — обратился к отечественным производителям оборудования для горнолыжной отрасли туризма и других секторов туротрасли исполнительный директор АО «КАВКАЗ.РФ» Хасан Тимижев. — Четыре года назад было лишь 5% локализованного оборудования. Сегодня уровень локализации российского оборудования, используемого курортами, — и это не только канатные дороги, но и системы допуска, одежда, шлемы, лыжи — уже 47%. Уверен, что с помощью правительства РФ, Минпромторга, производителей мы достигнем цифры в 100%. Это то, к чему мы стремимся, чтобы добиться успеха. И мы к этому придем».