Туристам раскрыли неожиданные причины коллапса в Шереметьево

Неожиданные причины коллапса в Шереметьево, после резкого перерыва, связанного с отменой рейсов, раскрыли туристам эксперты ТК База. По их словам, мощностей аэропорта просто не хватило для резкого увеличения интенсивности — не хватало трапов, буксировочных бригад и мест на стоянках. При этом персонал быстро «вырабатывал» положенную норму времени, а поставщики еды также не справлялись.
Напомним, российские аэрпорты, в том числе Шереметьево и Пулково, «парализовал» удар беспилотников. В итоге аавиакомпании отменили 485 рейсов, 88 перенаправили на запасные аэродромы. Также было задержано 1900 рейсов на вылет и прилёт. Как это пережили пассажиры, Турпром писал здесь.
Но и после налёта аэропорты «восстановились» не сразу. Так, в Шереметьево обнаружилась нехватка трапов и буксировочных бригад — задействованной спецтехники и людей просто не хватило. Как поясняют источники канала, ещё со времён пандемии — и далее с началом спецоперации — и связанным с тем уменьшением авиаперелётов, «лишнюю» технику — такую как трапы, аэропорт вывел из эксплуатации. А мгновенно «запустить» трапы невозможно, они должны проходить специальное обслуживание. В итоге из-за их нехватки дожидаться трапов приходилось по несколько часов. Также не хватало и водителей буксировочных машин.
Кроме того, аэропорту не хватало стоянок. «Самолёты маневрировали на рулёжных дорожках, ожидая освобождения места, а затем дожидались самой подачи трапов. Некоторые рейсы приходилось отправлять в соседние терминалы. В свою очередь, из-за задержек пилоты и бортпроводники «закрывали» норму рабочего времени. Пилоты и бортпроводники всех рейсов работали больше часов и быстро «закрывали» норму рабочего времени. Работать свыше фиксированной нормы запрещено, в связи с этим появлялась и нехватка сотрудников», - поясняет канал.
Были трудности и с загрузкой питания. Причина та же — нехватка машин и сотрудников для загрузки питания и уборки использованной посуды. Ждать, пока загрузят еду, также приходилось по несколько часов.
И наконец из-за того, что сначала отправлялись задержанные рейсы, те рейсы, которые должны были вылетать по расписанию, также задерживались. Так что туристам и прочим пассажирам не позавидуешь.
P.S. Позже Шереметьево прислало опровержение данного расследования Базы. Приводим его полностью:
Причиной длительного обслуживания отдельных рейсов по прилету и большому количеству задержанных рейсов стали ограничения, вводимые на использование воздушного пространства по решению Министерства обороны РФ, с целью обеспечить безопасность воздушного транспорта и наших граждан.
В период с 5 по 8 июля 2025 г. вводились ограничения по целому ряду аэропортов России. Например, в Пулково – 3 раза длительностью до 7-8 часов.
Закрытие воздушного пространства также вводилось несколько раз и в Московском авиационном узле (Шереметьево, Внуково, Домодедово, Жуковский). Только Шереметьево был закрыт в субботу с 9.30 до 12.39 мск. При этом каждый час в Шереметьево обслуживается сейчас до 55 ВС. Соответственно, закрытие воздушного пространства в пиковое время выходного дня привело к одновременному смещению более 150 рейсов. Часть из них авиакомпании вынуждены были отменить, но в это время Шереметьево пришлось обеспечивать обслуживание уже не 50 рейсов в час, а несколько часов по 100-120 рейсов. Это значит, что потребовалось увеличить персонал и используемую технику более чем в 2 раза, ситуативно нагрузка на инфраструктуру и ресурсы аэропорта достигала 4-х кратного увеличения!
Техники и персонала у Шереметьево и дочерних компаний достаточно для обслуживания утверждённого расписания, более того, есть резерв. При этом весь персонал Шереметьево понимает ответственность перед пассажирами, и в сложившейся ситуации по массовому закрытию воздушного пространства сотни сотрудников Шереметьево откликнулись на призыв руководства и вышли работать во внеурочное время. Руководство аэропорта, авиакомпаний, компаний наземного обслуживания находилось на рабочем месте все выходные дни в круглосуточном режиме.
Были предприняты беспрецедентные меры по урегулированию ситуации и переходу в нормальный режим работы и расписания.
Публикуемая некоторыми СМИ информация о нехватке трапов, буксиров и т.п. не соответствует действительности. В рамках комплекса предпринятых аэропортом и авиакомпаниями действий и мер это может рассматриваться как специальное разжигание негатива к аэропорту и авиакомпаниям.
Даже наши пассажиры, несмотря на напряжённость ситуации из-за закрытия воздушного пространства, относились к ситуации с пониманием: некоторые пели песни, некоторые помогали нам в работе, но все были сдержанны и позитивно настроены к работающему персоналу.
Во всех зонах для пассажиров были обеспечены меры поддержки: бесплатная вода, дополнительное информирование, усилены составы работников стоек информации и колл-центра. Несмотря на то, что закрытие воздушного пространства непрогнозируемо, всем пассажирам предоставлялась необходимая информация о текущем плане вылета. Да, в ситуации массового сдвига расписания для нормализации ситуации нужно 2-3 дня, но эти причины объективны и для авиационных специалистов понятны.
Что такое для аэропорта закрытие всего на час? Это значит, что количество рейсов, которые нужно будет принять и отправить, увеличивается в два раза, а при закрытии на два часа – в три раза, и далее в арифметической прогрессии. В субботу аэропорт Шереметьево был закрыт по ограничению воздушного пространства более 3 часов. Каждая ситуация, которая влияет на работу аэропорта (закрытие воздушного пространства, сложные метеоусловия и др.), увеличивает объем работ и потребность в ресурсах в разы, но такие ситуации случаются нечасто.
В итоге стоит отметить, что проведенная на высоком уровне работа, выведенные дополнительные ресурсы персонала и техники, работа оперативного штаба руководителей аэропорта и авиакомпаний позволили в течение достаточно короткого времени войти в расписание.
Вместе с тем, каких-либо нарушений требований транспортной безопасности допущено не было. В ходе досмотровых мероприятий выявлено 89 предметов, запрещенных к перемещению в зону транспортной безопасности. Все подразделения работали штатно, без сбоев и смогли обеспечить надлежащий уровень безопасности и антитеррористической защищенности аэропорта.
Нагнетание ситуации и специальное искажение фактов, указание на нехватку ресурсов – это не просто недостоверная информация, это использование ситуации для создания негатива в условиях атаки врага.
АО «Международный аэропорт Шереметьево» рассматривает вопрос обращения в судебные органы для защиты деловой репутации аэропорта.
P.S. Журналисты телеграм-канала Baza в пресс-службу аэропорта за комментарием не обращались.
Пресс-служба аэропорта Шереметьево в рамках действия Оперативного штаба реагировала и продолжает реагировать на все без исключения обращения СМИ по любым каналам связи в режиме 24/7 в период с 5 по 8 июля 2025.
По результатам мероприятий по урегулированию сбойной ситуации и по данным от Оперативного штаба было обеспечено постоянное точное информирование пассажиров и клиентов, всех пользователей услугами аэропорта Шереметьево:
· о фактическом статусе событий,
· о причинах возникновения события,
· о принимаемых мерах и комплексе поддержки пассажиров задержанных рейсов со стороны аэропорта и авиакомпаний,
· о возможностях и сервисах при длительном нахождении аэропорту,
· об обслуживании всех пассажиров российских и зарубежных рейсов без исключения согласно регламентов Федеральных авиационных правил РФ,
· о разработанных дополнительных способах информирования,
· о прогнозе развития ситуации и предупреждение о готовности к более длительному ожиданию при обслуживании рейсов на вылет и прилёт по факту мероприятий в целях обеспечения безопасности на территории РФ.