Чаевые в России: кто, сколько и за что благодарят в сфере услуг?

Сервис доставки Купер совместно с Rambler&Co провели масштабный опрос, в котором приняли участие около 17 тысяч интернет-пользователей. Целью исследования было выяснить, как россияне относятся к чаевым, в каком размере и за что чаще всего благодарят работников сферы услуг.
По данным опроса, с резултатами которого ознакомился корреспондент инфогруппы Турпром, большинство респондентов (75%) оставляют чаевые. Из них почти четверть (24%) делают это только при качественном сервисе, 23% – в особых случаях, когда персонал особенно старается. Интересно, что 11% опрошенных всегда оставляют чаевые, 10% – иногда, а 7% благодарят всех специалистов в сфере услуг. Согласно данным Купера, во втором квартале 2025 года число пользователей, оставляющих чаевые, выросло на 21%, достигнув почти 1,5 миллиона. Средний размер чаевых по России также увеличился на 6% и составил 112 рублей.
Как относятся россияне к чаевым? Почти треть (32%) респондентов положительно относятся к чаевым и считают своим долгом отблагодарить работников сферы услуг. Еще 28% готовы заплатить дополнительно "по наитию", если есть такая возможность. Для 40% чаевые – это ситуативный жест, зависящий от качества обслуживания или тяжести заказа.
В основном чаевые получают официанты в кафе и ресторанах (49%), водители такси (17%) и бьюти-мастера (15%). 13% россиян благодарят курьеров служб доставки и 6% – персонал гостиниц и отелей.
Что может повлиять на отказ от чаевых? Более половины респондентов (62%) заявили, что не оставят чаевые из-за грубости сотрудника или проблем с заказом. 18% оставят меньше чаевых из-за невкусной еды, долгого обслуживания или ошибок в заказе. При этом, 16% готовы увеличить сумму чаевых за отличное обслуживание.
Большинство опрошенных (77%) оставляют "на чай" 5-10% от чека, 21% считают комфортной суммой 10-15%, и лишь 2% готовы потратить на чаевые 15% и более. Решающим фактором для 59% россиян является качество сервиса, для 22% – вежливость, для 4% – скорость обслуживания, а 15% благодарят просто из чувства благодарности.
Большинство россиян (61%) рассматривают чаевые как добровольное выражение благодарности. 19% считают, что вознаграждение должно зависеть от качества обслуживания, а 16% уверены, что чаевые нужно оставлять обязательно. При этом мнения расходятся: одни считают обязательным благодарить только в ресторанах и кафе (5%), другие – официантов, курьеров и таксистов (5%). Небольшая часть (6%) считает, что чаевые – это неотъемлемая часть дохода работников сферы услуг и поэтому обязательны.
Опрос показал, что за последние 2-3 года отношение к чаевым у большинства (76%) россиян не изменилось. 6% стали благодарить чаще, 12% – реже, 3% начали оставлять чаевые, а 3% отказались от этой привычки.