Командировки по-новому: как поколения Y и Z меняют деловой туризм в России и мире
Зумеры рвутся в командировки, но компании жмут на бюджете? Исследование «OneTwoTrip для бизнеса» для российских туристов

Российский онлайн-сервис «OneTwoTrip для бизнеса» проанализировал данные по бронированию деловых поездок и выяснил, как путешествуют по работе представители разных поколений. Оказалось, что зумеры (1997–2012 г.р.) всё чаще отправляются в командировки, но компании экономят на их поездках больше, чем на поездках сотрудников других возрастов. «Турпром» представляет детали исследования, важные для российских туристов, интересующихся деловым туризмом.
Исследование «OneTwoTrip для бизнеса» охватывало поездки бумеров (1946–1963 г.р.), поколения Х (1964–1980 г.р.), миллениалов (1981–1996 г.р.) и зумеров.
Что касается направлений, то топ российских городов одинаков для всех поколений: большинство бизнес-поездок организуют в Москву и Санкт-Петербург. Миллениалы, иксы и зумеры также часто бывают по работе в Екатеринбурге (а вот в топе бумеров столица Урала занимает пятую строчку) и Сочи (для бумеров — также четвёртое место). Более старшие сотрудники и миллениалы регулярно путешествуют в Казань, иксы — в Новосибирск, а зумеры — в Тюмень. Самым популярным зарубежным городом для бизнес-поездок у всех поколений является Стамбул. Также компании часто (страны входят в топ-5) отправляют своих сотрудников в Дубай и Минск. Однако в столицу Беларуси чаще других ездят миллениалы, а в ОАЭ — бумеры. Более старшие сотрудники нередко отправляются с рабочими заданиями в Ереван и Белград. А представители других поколений бывают в Азии: миллениалы летают по работе в Дели и Шанхай, иксы — в Шанхай и Пекин, а зумеры — в Дели и Ташкент.
В целом клиенты «OneTwoTrip для бизнеса» в основном ездят в командировки по России. Однако за границу чаще путешествуют бумеры (32,7%) и зумеры (32,2%). Если же смотреть на продолжительность поездок по России и за границу, картина получается несколько иная. Выясняется, что зумеры больше времени проводят в деловых путешествиях за рубежом: в среднем командировка длится 7,7 дня (по России — 2,1 дня). Бумеры ездят за границу по работе на 7 дней, по России — на 2,8 дня. Представители поколения Х отправляются за рубеж на 6,9 дня, по России — на 1,9 дня. Миллениалы же проводят в среднем 6,3 дня за границей и 1,7 дня в рабочий поездках внутри страны.
Самые большие расходы на деловые поездки также отмечаются у более старших сотрудников, то есть представителей поколения бумеров: средний чек на их командировку в 2025 году составляет 42 000 рублей. Интересно, что, хотя командировки зумеров также довольно продолжительные, а за границей они проводят больше дней, чем другие, компании тратят на них значительно меньше: в среднем 25 500 рублей, и это в целом самый низкий чек среди представителей всех поколений. На бизнес-поездки иксов компании тратят порядка 28 000 рублей.
Интересно, что тренд на bleisure (совмещение работы и отдыха) больше всего распространяется на бумеров: 59,6% их поездок захватывают выходные дни. Почти не отстают от них и зумеры: 57,4% их командировок также распространяются на субботу и/или воскресенье. А вот остальные реже совмещают работу с отдыхом: миллениалы продлевают командировку на выходные в 45,9% случаев, представители поколения Х — в 45,0%.
В наиболее продолжительные командировки отправляются бумеры: в среднем поездка представителей этого поколения занимает 4,1 дня. А в самые короткие (2,8 дня) — миллениалы.
«Исследование показало, что в этом году заметно выросло число представителей поколения зумеров, путешествующих по работе: количество заказов, оформленных на молодых специалистов, выросло на 55,8%. Доли остальных категорий также увеличились — это связано с общим ростом сервиса — но не настолько серьёзно», — отметил Степан Мастрюков, руководитель сервиса «OneTwoTrip для бизнеса».
Большинство бизнес-путешественников в 2025 году относятся к поколению миллениалов — 55,8% заказов. Почти вдвое меньше отправляются в командировки иксы — их доля составляет 25,6%. На зумеров приходится 14,8% деловых путешествий, а на бумеров — 2,2%.