«Осторожно, отель»: российских туристов хотят избавить от «развода» на деньги по «отельным штрафам»

Российских туристов могут избавить от необоснованных и завышенных штрафов за повреждение имущества в отелях. Минэкономразвития совместно с Роспотребнадзором разрабатывают предложения по урегулированию этого вопроса и внесению изменений в постановление правительства РФ. Об этом стало известно из ответа министерства на обращение депутатов Госдумы.
Ранее депутаты Ярослав Нилов и Сангаджи Тарбаев обратились к вице-премьеру Дмитрию Григоренко с предложением установить соизмеримую ответственность туристов в случае порчи имущества отеля. В частности, предлагалось запретить использовать термин «штраф» в отношении денежных взысканий, определить прозрачные критерии оценки стоимости ущерба на основе рыночных цен и запретить списывать деньги с банковских карт туристов без решения суда.
«Минэкономразвития России в соответствии с письмом, поступившим из аппарата правительства Российской Федерации, в рамках компетенции совместно с Роспотребнадзором прорабатываются предложения по вопросу внесения изменений в постановление правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1853 «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» в части урегулирования вопроса о соразмерности нанесенного ущерба и размера сумм, взыскиваемых с туристов, при повреждении имущества коллективных средств размещения», — говорится в ответе министерства.
По словам депутата Ярослава Нилова, жалобы на необоснованные штрафы поступают все чаще, причем не только из дешевых зарубежных отелей, но и из российских гостиниц, порой весьма «звездных».
«То халат, которого не было, якобы из номера пропал, то чашку разбили – неизвестно, по чьей вине – и всё это предлагается незамедлительно оплатить по каким-то заоблачным ценам. Иначе можно вовремя не выехать из отеля, не получить отчетные документы и так далее. Шантаж в чистом виде. Или ещё хуже – автоматическое списание средств с банковской карты под видом «штрафа», — рассказал Нилов РИА Новости.
Политик подчеркнул, что цель инициативы – защитить интересы туристов: «Всё это — в интересах туристов, чтобы у них была возможность добровольно компенсировать ущерб либо отказаться от этого и отстаивать свои интересы в рамках гражданско-правовых отношений в суде».
Речь идет о следующих предложениях, которые депутаты направили вице-премьеру Дмитрию Григоренко:
- Запретить использование термина "штраф" в отношении денежных взысканий с туристов за повреждение имущества отеля.
- Определить прозрачные критерии оценки стоимости ущерба, основанных на рыночных ценах, предусмотрев механизмы контроля за их соблюдением.
- Запретить удерживать деньги с банковских карт или с депозита туриста без соответствующего судебного решения.
По словам Нилова, правительство уже начало работу над этим вопросом, и процесс находится под контролем депутатов. «Сейчас правительство начало работу по этому вопросу, с различными ведомствами прорабатываются предложения, связанные с внесением изменений в постановление об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в стране. А мы с Сангаджи Андреевичем держим этот процесс на контроле, обязательно доведём его до конца», — заключил он.
Что делать, если вы повредили имущество в отеле: советы от Турпрома
К сожалению, на отдыхе случается всякое. Если вы случайно повредили имущество в отеле, вот несколько рекомендаций от Турпрома (а вообще лучше номер тщательно осматриват при заселении и сразу на видео в присутствии сотрудника отеля фиксировать выявленные недостатки и поломки):
- Сообщите о произошедшем. Не пытайтесь скрыть повреждение, честно расскажите о случившемся администрации отеля. Это поможет избежать недоразумений и взаимных обвинений.
- Потребуйте составления акта. Убедитесь, что факт повреждения зафиксирован в официальном акте, в котором подробно описано повреждение и его причины. Требуйте свой экземпляр акта.
- Узнайте стоимость ущерба. Попросите предоставить вам калькуляцию стоимости поврежденного имущества. Убедитесь, что цена адекватна рыночной.
- Не соглашайтесь на немедленную оплату. Если вы не согласны с суммой ущерба или считаете ее завышенной, не подписывайте никаких документов об оплате и не позволяйте списывать деньги с вашей карты без вашего согласия и решения суда.
- Обратитесь к юристу. Если вы чувствуете, что ваши права нарушены, обратитесь за консультацией к юристу, специализирующемуся на защите прав потребителей.